Рыбин, Ю. В. Новые факты к биографии Б. Ф. Сафонова // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2005. - С. 46-52
те» же стоял мотор «Даймлер-Бенц» жидкостного охлаждения, иной раз было достаточно одной пулевой пробоины в радиаторе или в «рубашке» охлаждения, чтобы вывести самолет из строя. Жидкость через отвер стие вытекала и через 1-2 минуты двигатель заклинивало. А если учесть, что все боевые действия в небе Заполярья проходили над нашей терри торией, шансы вернуться на свою базу у немецкого летчика практичес ки равнялись нулю. В то же время при лобовой атаке наш летчик как бы прикрывался звездообразным двигателем как щитом, чего нельзя ска зать о моторе «Даймлер-Бенц». По живучести все наши «устаревшие» истребители на начальном этапе боевых действий на Крайнем Севере превосходили все самолеты Люфтваффе. Но и это еще не все. Секундный залп бортового оружия нашего пушечного И -16 превосходил залп Me-109. Немецкая пушка MG FF, стоявшая на «Мессершмитте» и имевшая одинаковый калибр с нашей ШВАК, уступала ей и в массе минутного залпа (48-60 кг против 77 кг), и в дальности стрельбы (начальная скорость снаряда 600 м/с про тив 800 м/с у советской пушки). Вот поэтому так охотно наши летчики шли в лобовые атаки, заранее зная, что немецкий истребитель отвер нет. В 1943 г. с появлением на Полярном фронте истребителей «Фокке- Вульф-190», оснащенных моторами воздушного охлаждения и мощным вооружением (4 пушками и 2 крупнокалиберными пулеметами), наши летчики начали избегать лобовых атак. И естественно, было бы глупо из этого факта делать вывод, что немецкие летчики стали смелее наших. Просто каждая сторона старалась в бою использовать преимущества своего самолета. В 1941 г. такое преимущество было у наших летчиков. Я не случайно так подробно осветил вопрос о тактико-технических особенностях истребителей, воевавших на начальном этапе боевых дей ствий в небе Заполярья. Все дело в том (для многих это покажется очень странным и даже нелепым), что в этот период над нашей территорией в районе Мурманска не было воздушных боев в полном понимании этого слова. Немецкие летчики-истребители, находясь в невыгодных для себя условиях и действуя против числено превосходящего противника, укло нялись от воздушных боев. При встрече с нашими истребителями они в основном применяли свой излюбленный и довольно эффективный так тический прием, отработанный еще во время Первой мировой войны: «ударил и убежал», т.е. проводилась всего лишь одна атака со стороны солнца или из облаков. Если не был достигнут элемент внезапности, то немецкие летчики отказывались от атаки и скрывались, чтобы снова, уже в другом месте, найти свою жертву. Такими «охотничьими угодья ми» являлся, например, аэродром Шонгуй, на котором базировался 145 ИАП. Аэродром находился в стороне от многочисленных постов ВНОС и не имел зенитного прикрытия, что было идеальным условием для «свободной охоты». Так, например, 13 августа 1941 г., над этим аэро 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz