Рыбин, Ю. В. Новые факты к биографии Б. Ф. Сафонова // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2005. - С. 46-52

ционной группировке Люфтваффе за Полярным кругом было 19 «Мес- сершмиттов» серии «Е»1. Основным оппонентом «Мессершмитту» на Мурманском направле­ нии был истребитель И-16, на котором и воевал Борис Сафонов. На 22 июня в составе ВВС 14-й Армии было 56 И-16 (из них 4 неисправ­ ных)2, а в составе ВВС Северного флота - всего 4 истребителя этого типа. Но уже к началу боевых действий число И-16 увеличилось до 16 единиц. Правда, в первый же день боевых действий было потеряно сразу 5 И-16. Но уже в начале июля число их снова увеличилось на 10 единиц. Таким обра­ зом, 20 «Мессершмиттам» противостояло более 50 истребителей И-16. Правда, летом 1941 г. в небе над Мурманском вели боевые действия и другие типы истребителей: с немецкой стороны - эскадрилья двухмо­ торных тяжелых Me-110; с н аш е й -И -15 бис, И-153, а также совершен­ но новые истребители МиГ-3 и ЛаГГ-3. Что касается последних, то в силу того что это были ранние серии, которые страдали большим коли­ чеством недоделок, заметную роль в небе над Мурманском летом 1941 г. они не сыграли. До сего времени бытует стойкое мнение, что И-16 был устаревшим самолетом. Так ли это было на самом деле? Практически все И-16 в составе ВВС СФ сошли с конвейера в первой половине 1940 г. «Мессершмитты», действовавшие в Заполярье, были намного старше, так как годом их изготовления являлся 1939. Есть очень любопытное высказывание немецких летчиков о нашем «ишачке»: «Нельзя загонять крысу в угол, иначе она тебя укусит». «Кры­ сой» пилоты Люфтваффе называли И-16. Такое нелесное прозвище ис­ требитель получил в небе Испании, где немцы на себе по достоинству оценили его «характер». Они считали, что вести маневренный воздуш­ ный бой с И-16 опасно, т.к. самолет чрезвычайно маневренен в горизон­ тальной плоскости. Если наши И-16 вставали в оборонительный круг, разбить его было не просто. Кроме того, наши летчики на И -16 смело шли в лобовые атаки. В советское время это объяснялось тем, что у наших летчиков были креп­ че нервы. Но, интересно отметить, что в 1943 г. ситуация изменилась с точностью наоборот, немецкие летчики в этот период начали вести воз­ душные бои преимущественно на встречных курсах. В чем же здесь сек­ рет? А дело в том, что при лобовой атаке очень уязвим мотор самолета. На всех наших «устаревших» истребителях в начале войны стояли мо­ торы воздушного охлаждения, которые выдерживали даже попадание пушечного снаряда. Не раз возвращались на аэродром наши истребите­ ли, у которых в бою были разбиты 1 или 2 цилиндра. На «Мессершмит- 1Hannu Valtonen Luftwaffen pohjoinen sivusta. - Jyvaskyla, 1997. - S. 139. 2 ЦАМО. - Ф. 19 ГИАП. - On. 143372. - Д. 1. - Л. 10. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz