Рыбин, Ю. В. Новые факты к биографии Б. Ф. Сафонова // II Ушаковские чтения : материалы научно-практической межрегиональной историко-краеведческой конференции памяти проф. И. Ф. Ушакова, 2-4 марта 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2005. - С. 46-52

До сего времени существует несколько версий гибели северомор­ ского аса. Это понятно, поскольку свидетелей его гибели не было и каждый автор был волен писать все что угодно. Хотя есть одно свидетельство, о котором все хорошо знают, почему-то не делают должного вывода. Несмотря на то что во всех книгах, посвященных Борису Сафонову, очень много места уделяется его боевым успехам и воздушным побе­ дам, мы нигде не найдем ответа на вопрос: в чем же заключался секрет невероятного успеха североморского аса? Возможно, массовому читателю это не столь важно и его вполне устраивали такие объяснения, как любовь к Родине, ненависть к врагу, или такие штампы: «каскадом фигур высшего пилотажа Сафонов обра­ тил врага в бегство». Такую эффектную фразу в своей книге мог напи­ сать лишь человек, который вообще не представляет специфики воздуш­ ного боя. Дело в том, что во время группового маневренного воздушного боя никогда не применялись фигуры высшего пилотажа. Все было намного проще. Отрабатывался и применялся набор конкретных тактических приемов, которые применялись в той или иной ситуации и были напря­ мую связаны с возможностями того или иного истребителя. Например, во время так называемой «Битвы за Англию», где «Мес- сершмитт» и «Спитфайр» были одинаковыми по классу истребителями, каждая сторона строила воздушной бой так, чтобы максимально исполь­ зовать преимущества своего самолета. «Мессершмитт» был несколько быстрее «Спитфайра», в свою очередь «Спитфайр» был более маневре- нен, чем «мессер». Поэтому немецкие летчики стремились вести скоро­ стной бой, то есть вертикальный, а английские летчики пытались вести бой на горизонталях. Если немецкий летчик начинал кружиться со «Спит- файром», то уже очень скоро попадал в перекрестие его прицела, и на­ оборот, если английский летчик пытался выйти из боя пикированием, то он тем самым подписывал себе смертный приговор. Что касается нашего театра военных действий, главными оппонен­ тами в небе Заполярья летом и осенью 1941 г. были Me-109 модифика­ ции «Е» («Эмиль») и И-16. «Мессершмитт-Эмиль» к тому времени уже считался устаревшей моделью. На других ТВД советско-германского фронта немцы уже использовали в массовом количестве другую моди­ фикацию - «F» («Фридрих»), отличавшуюся от предыдущей более вы­ сокими скоростными и маневренными качествами. В 1941 г. «Мессерш- митту» серии «F» не было равного самолета, как на нашем, так и на Западном фронте. Такой «Мессершмитт» в Заполярье появился весной 1942 г., после чего началось настоящее избиение наших ВВС. Но вернемся к началу боевых действий. На 29 июня 1941 г. на Мур­ манском направлении, т.е. к началу активных боевых действий, в авиа­ 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz