Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 52-57.
К вопросу о гибели Бориса Сафонова 5 ственные “киттихаукам" ». Правда, хо рошо осознавая, что его воспоминания прочтут все те, кто воевал под его руко водством на Северном флоте, которые должны были еще помнить и другую версию гибели североморского аса, Го ловко как бы вскользь также отмечает, что на Сафонова « напал вражеский ис тр еби т ел ь» и что мотор был «повреж ден снарядом ». А далее, чтобы объяснить свою точ ку зрения, на версии гибели Б. Сафо нова из-за ненадежной работы мотора истребителя Р-40Е, адмирал А.Г. Голов ко останавливается довольно подробно и основательно. Из воспоминаний бывшего командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко Конвой находился в шестидесяти милях от наших берегов, когда гитлеровцы устремились к нему, чтобы нанести массированный бомбовый удар. В налете участ вовали сорок пять «юнкерсов», прикрываемых «мессершмиттами». Наперерез им вылетела, как только был получен тревожный сигнал с кораблей охранения, четверка наших истребителей. Повел ее Сафонов. Четвертый самолет (летчик Кухаренко) воз вратился с полпути из-за неисправности мотора. Подобные неприятности происходят, к сожалению, довольно часто с тех пор, как мы получили по ленд-лизу самолеты типа «киттихаук». Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижени ем; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты «чудом безмоторной авиации». Чаще всего «киттихауки» стоят в бездействии, точно так же, как 30 мая, когда в полку Сафонова могли вылететь только четыре самолета. И вот из этих четырех один был вынужден, опять-таки из-за мотора, повернуть обратно на аэродром. Полет продолжали трое. После столь нелестной х арактери стики, данной ам ериканскому и с тр е бителю Р-40Е, становится вполне есте ственным и окончательный вывод, что в причине гибели Б. Сафонова « сыгра ли роковую роль технические неполад ки, свойственные “киттихаукам "». Да, действительно в составе ВВС Се верного флота истребители Кертиссс Р-40Е «Киттихаук» много хлопот до ставляли инженерно-техническому со ставу. Более того, выход из строя мото ров «Аллисон» летом 1942 года принял «эпидемический характер». Тем не менее бывший командую щий СФ в своих мемуарах несколько «сгустил краски». Прежде всего, в кон це мая 1942 года «Киттихауки» стояли «в бездействии» не по причине « т ех нических неполадок», а потому, что они лишь 20 мая поступили на вооружение во 2-й ГКАП, и большая часть самоле тов не была даже облетана. Н апомним , что гвардии старш ий лейтенант В.П. Покровский и гвардии Командующий Северным флотом вице- адмирал А.Г. Головко на мостике эсминца. Фото периода Великой Отечественной войны капитан П.И. Орлов 30 мая впервые вылетели на боевое задание на этом американском истребителе, а гвардии майор А.Н. Кухаренко — во второй раз. Кроме того, надо наконец-то при знать, что « т е хнич е ски е неполадки» моторов «Аллисон» были не причиной их ненадежной работы, а лишь только следствием. Одной из причин массо вого выхода из строя моторов «Алли сон», «Мерлин» и других импортных двигателей являлось ни зкое качество Іянгѵт ■ с а п і у I ,,, № 97/2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz