Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 52-57.

Из фотоархива Р. Раутио (Rune Rautio) 5 6 Роковые сороковые... Бомбардировщики «Junkers» Ju-88A из состава 30-й бомбардировочной эскадры «Адлер» (КС 30 «Adler»). Лето 1942 года просто долгое время не могли поверить в гибель самого выдающегося летчи- ка-истребителя ВВС Северного флота. Когда ж е в апреле 1943 года под Мурманском сбили немецкого аса — обер-фельдфебеля Р. Мюллера (Rudolf Muller), у которого на тот момент офи ­ циально насчитывалось девяносто ч е­ тыре воздушные победы, то во время его допроса выяснилось, что он мог быть причастным к гибели Бориса Са­ фонова. Из воспоминаний командира 95-го авиаполка майора А.В. Жатькова3 Борис Сафонов вылетел в одной из первых четверок и сразу вступил в бой с боль­ шой группой Ю-88, сбил последовательно три самолета и не сразу заметил, как одна из пуль попала в радиатор его самолета, а он в порыве боевого успеха своевременно не заметил это, продолжив вести бой. А когда резко повысилась температура двига­ теля, вынужден был выйти из боя и попытаться дотянуть до острова Кильдин... Поз­ же, когда летчик Бокий подбил фашистский самолет Me-109 и летчик Ганс Мюллер (Рудольф Мюллер. — Ю.Р.) был вынужден сесть на лед Средне-Ваенгского озера, а затем взят в плен, то при допросе, на котором мне пришлось присутствовать вместе с капитаном Н.С. Житинским4, стали очевидны обстоятельства гибели Сафонова. Оказывается, когда завопили о помощи фашистские бомбардировщики и торпе­ доносцы, были подняты с аэродрома Луостари одномоторные истребители, среди которых был и Мюллер. Он, придя к острову Кильдин для перехвата наших самоле­ тов, заметил дымящийся одиночный самолет «Томагаук» и сбил его. В то время на самолете «Томагаук» летал только Б.Ф. Сафонов. Так мы узнали обстоятельства его гибели. Это событие стало трауром не только для авиации СФ, но и для всего флота... В своих воспоминаниях Анатолий Владимирович написал, «как одна из пуль попала в радиатор самолета», словно он лично на морском дне обсле­ довал сбитый «Киттихаук» Сафонова и пришел к такому выводу. Хотя надо заметить, что это предположение, как покажет время, окажется совсем неда­ леким от истины. Следует отметить, что А.В. Ж а т ь ­ кова и Б.Ф. С аф онова связывали не только совместная военная служба, но и близкие товарищ еские отношения. Дружба между ними зародилась почти сразу по прибытии 95-го АП в Ваенгу. В то время, когда у этого авиаполка еще не имелось своего КП, Ж атько- ву приходилось руководить полетами с командного пункта 2-го ГКАП, где он много времени проводил с Сафоно­ вым, который в то время по состоянию здоровья практически не летал (после операции по удалению аппендицита. — Авт.). fa нгут научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz