Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 52-57.

5 4 Роковые сороковые. После п ер в ой а т аки «юнкерсы», атакованные Покровским и Орловым, отвернули от группы влево на 30° и пе­ решли на бреющий полет с целью ото­ рваться над водой от своих преследова­ телей. Оставив своего ведущего одного без прикрытия, Покровский и Орлов продолжили преследовать и атаковать бомбардировщики противника пооди­ ночке и тем самым потеряли из виду не только самолет Сафонова, но и друг друга. Покровский, продолжая преследо­ вать Ju-88, сверху с дистанции 300 — 200 м атаковал его и вел огонь по нему до полного расходования боевого ком­ плекта, пока бомбардировщик не з а ­ горелся и не упал, врезавшись в воду. По его докладу, атакованный им Ju-88 спланировал на воду и еще около двух минут горел на воде. Орлов сзади в хвост произвел пять — шесть атак по вражескому бомбарди­ ровщику, после чего у того загорелся левый мотор. После этого Орлов снова сзади справа зашел в хвост и стал те­ перь вести огонь уже по правому мото­ ру. Но в этот момент Ju-88 резко умень­ шил скорость, и «Киттихаук» Орлова проскочил вражеский самолет. Р а зв е р н у вш и с ь и не о б н а р уж и в «юнкерса», поэтому посчитав его сби­ тым, Орлов стал по радио вызывать По­ кровского. После чего они встретились над конвоем и предприняли попытку найти Сафонова. По радио со своим ве­ дущим они связаться не могли, так как рация на командирском самолете рабо­ тала в другом диапазоне волн. Пройдя один раз вокруг конвоя, они взяли курс на свой аэродром: горючего оставалось мало, а боезапас был весь израсходован. Некоторое представление о воздуш­ ном бое звена «Киттихауков» во главе с гвардии подполковником Б.Ф. Сафо­ новым над конвоем дает оперативная сводка ш таба ВВС СФ за № 150 от 30 мая 1942 года, составленная к 19 ч2. Из оперативной сводки штаба ВВС СФ за № 150 от 30 мая 1942 года, составленной к 19 часам 2 ГКАП: ... С 09.20—10.45 4 Томагаука* в районе Ш = 70° 05 Д = 35° 50 заметили 6 Ю-88, пикирующих на транспорта, вступили с ними в бой. В воздушном бою под­ полковник Сафонов сбил 3 Ю-88, сам был подбит, произвел вынужденную посадку на воду — утонул. Старший лейтенант Покровский — сзади сверху с Д = 200 м вел огонь по самолету Ю-88 до полного израсходования патрон, после разворота наблюдал Ю-88 горящим на воде. Горел 3—4 минуты. Капитан Орлов — сзади с Д = 300 —200 м на Н = 30 м вел пулеметный огонь по Ю-88, самолет противника сбавил скорость с горящим левым мотором. Капитан Орлов проскочил его и при развороте уже не видел противника, предположительно самолет противника упал в воду... С 09.10—10.25 6 Харрикейнов (2 ГКАП) вылетали на перехват самолетов противни­ ка в район Сеть-Наволок — о. Кильдин. На Н = 1000 м заметили 2 Ме-110 и 5 Ме-109. Ст. лейтенант Амосов сбоку сзади с Д = 200—150 м выпустил 4 пулеметных очереди по Ме-109 и вогнал его в воду. Сам Амосов был подбит и произвел вынужденную посадку на воду. Самолет затонул, летчик подобран на ТЩ и доставлен в госпиталь... Всего в воздушных боях летчиками 2 ГКАП сбито: 4 Ю-88, 2 Ме-109 и предположи­ тельно 2 Ме-109 и 1 Ю-88. 95 АП: в 09.55 ст. л-нт Пузанов и лейтенант Стрельцов атаковали 4 Ю-88, идущие на транспорта. Один Ю-88 прорвался к транспортам и сбросил бомбы, остальные отвернули и бомбы не сбросили. При их атаке 1 Ю-88 в 10.05 был сбит лейтенантом Стрельцовым и горящий упал в море. * В 1942 г. во всех оперативных документах и журналах учета боевого состава ВВС Север­ ного флота модификация истребителя Кертисс Р-40Е ошибочно называлась «Томагаук». Как известно, это название носила другая, более ранняя модификация американского истреби­ теля — Р-40С, которого не было на вооружении в ВВС СФ. — Авт. I Ган гут научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz