Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 52-57.
Из фондов музея Северного флота 5 2 Роковые сороковые. В 9 ч 20 мин с аэродрома Ваенга-1 на прикрытие союзного конвоя в воздух поднялись две пары «Киттихауков»*. В первой ведущей паре вылетели ко мандир 2-го ГКАП гвардии подполков ник Б.Ф. Сафонов и его заместитель — гвардии майор А.Н. Кухаренко, во вто рой — два североморских аса: гвардии старший лейтенант В.П. Покровский и гвардии капитан П.И. Орлов. Из воспоминаний В.П. Покровского — одного из участников последнего боевого вылета Б.Ф. Сафонова1 Вечером 29-го мая я и Павел [Орлов] уже знали, что рано утром вылетим на при крытие конвоя, и находились в готовности. Ночевать пришлось прямо на КП вместе с Сафоновым и Кухаренко. Сафонов дежурил у телефона — ждал сообщения о входе транспортов конвоя в нашу зону, после чего они должны были с майором Кухаренко сразу вылететь. Ночью почти не спали. Сафонов сидел за столом, положив голову на скрещенные руки перед собой, а мы расположились на стульях и лавках, стоявших вдоль стены. Ночью несколько раз звонил телефон, Сафонов давал какие-то распоряжения. Еще не рассвело, а мы были уже у своих самолетов. Я и Орлов должны были лететь вместе с Сафоновым и Ку харенко. Под самолеты подвесили допол нительные топливные баки — расстоя ние до конвоя было большим. Перед вы летом очень волновались — это был наш первый боевой вылет на «Киттихауках». К тому же самолет был сильно перегру жен топливом и у нас были сомнения, хватит ли взлетной полосы. Тогда взлет ная полоса упиралась в озеро, а там из воды недалеко от берега торчала труба, возвышавшаяся над кабиной трактора, провалившегося по весне под лед. Обыч но мы по ней во время взлета держали направление. Первым взлетал Сафонов, он поста вил свой самолет максимально — в са мом начале взлетной полосы, дал обороты мотору и пошел на взлет. Все, кто наблю дал за его взлетом, затаили дыхание — хватит ли полосы? Хватило! Взлетел! Но если взлетел командир, мы тоже сможем. Я вылетал после Кухаренко уже без волнения. Летели низко над водой, довольно неприятное чувство. Вскоре майор Кухаренко повернул обратно: у него начал дымить мотор. Честно, сказать, я не удивился: не любил он летать, редко летал на боевые задания. Почему летели низко? Снизу лучше на небе просматриваются самолеты, чем наоборот. В полете над морем время медленно тянулось, я уже начал волноваться, не про летели ли сторонкой, как вдруг вдали сначала увидели столбы дыма, поднимавшиеся как будто из воды, а потом и сами корабли. Подлетая, мне сначала показалось, что над конвоем все спокойно, но неожиданно в небе появились дымные шапки от раз рывов, а из облаков один за другим спикировали «Юнкерсы». Сафонов дал обороты и пошел на перехват, мы с Орловым за ним.... * В многочисленных постсоветских мемуарных изданиях об авиации, как правило, вариан том написания названия модификации истребителя Кертисс Р-40Е являлось «Киттихаук» или «Киттихавк», хотя правильнее будет — «Киттихок», т. к. в английском произношении «hawk» звучит как «хок». Тем не менее в тексте для знатоков авиации и простых читателей оставим более привычное написание «Киттихаук» — Авт. Іангут научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz