Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 52-57.

Из фондов музея Северного флота 5 2 Роковые сороковые. В 9 ч 20 мин с аэродрома Ваенга-1 на прикрытие союзного конвоя в воздух поднялись две пары «Киттихауков»*. В первой ведущей паре вылетели ко ­ мандир 2-го ГКАП гвардии подполков­ ник Б.Ф. Сафонов и его заместитель — гвардии майор А.Н. Кухаренко, во вто­ рой — два североморских аса: гвардии старший лейтенант В.П. Покровский и гвардии капитан П.И. Орлов. Из воспоминаний В.П. Покровского — одного из участников последнего боевого вылета Б.Ф. Сафонова1 Вечером 29-го мая я и Павел [Орлов] уже знали, что рано утром вылетим на при­ крытие конвоя, и находились в готовности. Ночевать пришлось прямо на КП вместе с Сафоновым и Кухаренко. Сафонов дежурил у телефона — ждал сообщения о входе транспортов конвоя в нашу зону, после чего они должны были с майором Кухаренко сразу вылететь. Ночью почти не спали. Сафонов сидел за столом, положив голову на скрещенные руки перед собой, а мы расположились на стульях и лавках, стоявших вдоль стены. Ночью несколько раз звонил телефон, Сафонов давал какие-то распоряжения. Еще не рассвело, а мы были уже у своих самолетов. Я и Орлов должны были лететь вместе с Сафоновым и Ку­ харенко. Под самолеты подвесили допол­ нительные топливные баки — расстоя­ ние до конвоя было большим. Перед вы­ летом очень волновались — это был наш первый боевой вылет на «Киттихауках». К тому же самолет был сильно перегру­ жен топливом и у нас были сомнения, хватит ли взлетной полосы. Тогда взлет­ ная полоса упиралась в озеро, а там из воды недалеко от берега торчала труба, возвышавшаяся над кабиной трактора, провалившегося по весне под лед. Обыч­ но мы по ней во время взлета держали направление. Первым взлетал Сафонов, он поста­ вил свой самолет максимально — в са­ мом начале взлетной полосы, дал обороты мотору и пошел на взлет. Все, кто наблю­ дал за его взлетом, затаили дыхание — хватит ли полосы? Хватило! Взлетел! Но если взлетел командир, мы тоже сможем. Я вылетал после Кухаренко уже без волнения. Летели низко над водой, довольно неприятное чувство. Вскоре майор Кухаренко повернул обратно: у него начал дымить мотор. Честно, сказать, я не удивился: не любил он летать, редко летал на боевые задания. Почему летели низко? Снизу лучше на небе просматриваются самолеты, чем наоборот. В полете над морем время медленно тянулось, я уже начал волноваться, не про­ летели ли сторонкой, как вдруг вдали сначала увидели столбы дыма, поднимавшиеся как будто из воды, а потом и сами корабли. Подлетая, мне сначала показалось, что над конвоем все спокойно, но неожиданно в небе появились дымные шапки от раз­ рывов, а из облаков один за другим спикировали «Юнкерсы». Сафонов дал обороты и пошел на перехват, мы с Орловым за ним.... * В многочисленных постсоветских мемуарных изданиях об авиации, как правило, вариан­ том написания названия модификации истребителя Кертисс Р-40Е являлось «Киттихаук» или «Киттихавк», хотя правильнее будет — «Киттихок», т. к. в английском произношении «hawk» звучит как «хок». Тем не менее в тексте для знатоков авиации и простых читателей оставим более привычное написание «Киттихаук» — Авт. Іангут научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz