Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 52-57.
К вопросу о гибели Бориса Сафонова 6 местителя Главнокомандующего ВМФ СССР — это утверждение стало офи циальной и единственной версией ги бели дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова. Как видно, обе вышерассмотренные версии гибели прославленного летчи ка, в основном, строились на мнениях весьма заин тер е со в анны х «фи гуран тов этого дела», которыми учитывались лишь те факты и обстоятельства гибели, которые соотносились с их версиями и взглядами на это печальное событие. Безусловно, рамки картины послед него воздушного боя Б.Ф. Саф онова над конвоем PQ-16 могли бы ра сш и рить д окум ен тальны е свидетельства с нем ецкой стороны , часть которых хранилась (притом особо строго — без доступа к ним) и в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО). И вот случилось то, о чем долгие де сятилетия трудно было себе даже пред ставить: в ЦАМО стал доступен для исследователей фонд № 500 — фонд немецких трофейных документов, хра нившихся в архиве с 1960-х годов. Бо лее того, с этими ранее недоступны ми документами можно теперь о зн а комиться без каких либо ограничений даже в Интернете. В этой трофейной коллекции ока зались и оперативные сводки 5-го воз душного флота Люфтваффе, в которых отражены все действия немецкой авиа ционной группировки на морских ком муникациях в Баренцевом море против конвоя PQ-16. П реж д е всего в этих докум ентах нас интересует сам факт: есть ли в до несени ях немецких летчиков и нф о р м ация о падении сове тско го и с т р е бителя в районе конвоя утром 30 мая 1942 года? Да, есть! Приведем полно стью этот абзац из оперативной сводки, касающейся этого эпизода*. Из донесений летчиков немецких бомбардировщиков из 2-й группы 30-й ударной эскадры «Адлер»1 1) II./K.G. 30—11 Ju-88 [в период] 08.30—12.02. [Аэродром] Банак. 9 Ju-88 задание выполнили, 1 Ju-88 выполнял задание по наведению спасательных гидросамолетов, 1 Ju-88 вернулся из-за отказа мотора. 2 Ju-88 с задания не вернулись. [В период] 09.57—10.03 7 Ju-88 с пикирования 4 —5000 до 1400 м атаковали торго вые суда, безрезультатно. Результаты наблюдения: 10.04 1 Ju-88 примерно в 20 км 3[ападнее] конвоя отвесно рухнул горящим после обстрела одним истребителем. 10.05 1 вражеский истребитель упал штопором, наблюдали удар об воду (Выде лено мною. — Ю.Р.). Противодействие: На всех высотах активные действия 5 «Харрикейнов» и 1 Пе-3. Массированный и сосредоточенный зенитный огонь из всех калибров кораблей сопровождения и транспортов. Расход боеприпасов: 20 SF 500, 20 SC 250. Сведения действительно очень ин тересны е. Как правило, данные пр о тивоборствующих сторон сильно р а з нятся друг от друга. В нашем случае они не столь противоречивые, как это часто встречается. Прежде всего обра щает на себя внимание время — 10 ч 05 мин, когда немецкие летчики с бом бардировщиков отметили падение «вра ж еского самолета». Правда, в других нем ецких донесениях время указано более близкое к советским источникам. Есть расхождения и в отношении высоты, на которой «юнкерсы» вышли из пикирования после бомбометания: в немецких документах — 1400 м, в со ветских — 300 —400 м. Разница доволь но существенная, но эти данные как *Для удобства в тексте немецких документов «переведены стрелки» с Берлинского на Мос ковское время, то есть прибавлен один час. — Авт. № 97 /2017 Ѵангут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz