Рыбин, Ю. В. К вопросу о гибели Бориса Сафонова // Живущие на Севере : альманах Мурманского государственного гуманитарного университета. – Мурманск, 2012. - Вып. 2. - С. 52-57.

6 0 Роковые сороковые. горюче-смазочных материалов (ГСМ), применявшихся на протяж ении всей войны в ВВС Красной Армии и ВМФ. Не являлась здесь исключением и авиация Северного флота. Каково же было летать на низкооктановом совет­ ском бензине, испытали на себе уже в самых первых вылетах английские летчики из 151-го авиакрыла Королев­ ских ВВС (RAF), летавшие на «Харри- кейнах» и базировавшиеся на аэродро­ ме Ваенга-1 в сентябре 1941 года. В полете даже на оптимальном р е ­ ж им е мотор «Мерлин-ХХ» н ачин ал «чихать» и выбрасывать из пламегаси­ телей густой черный дым, что, конеч­ но, не приводило в восторг англичан. Кроме того, бакинский, грозненский, уфимский бензин оставлял на свечах, поршнях и в камере сгорания плотный нагар наподобие сварочных швов. Поэтому техникам-мотористам при­ ходилось в обязательном порядке не реже одного раза в месяц снимать мо­ тор и производить его чистку. Таким образом , и сп ользование о т еч е ст в ен ­ ного бензина приводило к снижению р е су р с а за р у б еж ны х моторов в три раза — со 180 ч до 60 ч! Сущ ествовала и другая сер ье зн ая проблема. С началом летней эксплуата­ ции, когда снежный покров взлетно-по- садочных полос сменялся на песчаный (такое покрытие имели абсолютно все заполярные аэродромы), средний мото­ ресурс упомянутых моторов с 50 —60 ч снижался до 30 —20 ч налета! А так как все самолеты к тому же эк сп л у а ти р о в али с ь б ез п рим ен ени я пы левых фильтров , то это при вело к катастрофическому положению бое­ вого состояния всей их матчасти. Вот именно по этим причинам, как отмечал в своих мемуарах адмирал А.Г. Головко, и «Харрикейны», и «Киттихауки», и «Аэрокобры» в 1942 году « стояли без действия». К сожалению, в мемуарах А.Г. Го­ ловко очень часто, мягко говоря, созна­ тельно искажал действительность. На­ пример, в эпизоде с гибелью Б.Ф. Са­ фонова он пишет о соотношении сил во время воздушного боя над союзным конвоем звена «Киттихауков»: « Трое против 45 “юнкерсов" и неустановлен­ ного числа "мессершмиттов "/»9. Хотя в любом оперативном д оку ­ менте некогда подчиненного ему шта­ ба ВВС Северного флота, включая и оперативные сводки, говорится о том, что сафоновцы атаковали вражескую авиагруппу из шести бомбардировщи­ ков Ju -88 без истр еби тел ьно го п р и ­ крытия. К р ом е с а ф о н о в ц е в н а д к о н в о ­ ем патрулировала еще п ара двухмо­ торных истребителей Пе-3 95-го АП. Таким образом, не «трое против 45», а в действительности пять истребите­ лей против шести бомбардировщиков! Как видно, ситуация над конвоем была критическая не для наших, а как раз наоборот — для немецких летчиков из 30-й ударной эскадры «Адлер». Т акж е вполне объяснимо, почему А.Г. Головко для последующего поко­ ления выдвигал свою версию гибели Б.Ф. Сафонова: разве можно было до­ пустить, чтобы «истребителя истреби­ телей» (так именовался в годы войны в с е в е р ом о р с к и х г а зе т а х Саф онов ) смог сбить какой-нибудь простой ф а ­ шистский летчик10. Кроме того, конец пятидесятых го­ дов — это пик «холодной войны» — военного, экономического и, прежде всего, идеологического противостояния между двумя сильнейшими державами XX века — СССР и США. Сейчас трудно себе представить, но в конце 1950-х и в начале 1960-х годов практически в каждом номере любой ежедневной центральной газеты СССР в обязательном порядке (за очень ред­ ким исключением) размещалась на пер­ вых полосах карикатура на «Дядюшку Сэма» — персонифицированный образ Соединенных Штатов Америки. В те вр ем ен а считалась хорошим тоном любая критика, направленн ая в сторону США, а американский истре­ битель в этом случае оказывался как нельзя к месту, став в мемуарах адми­ рала главной причиной гибели совет­ ского аса. Т аким о б р а з ом , по сл е п у б л и к а ­ ции мемуаров адмирала А.Г. Головко в 1960 году — в то время Первого за­ g Іангут научно-популярный сборник статей по истории флота и судостроения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz