Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ Юрий РЫБИН г. Мурманск ПОМНИ ВОЙНУ! ЧЕРНАЯ КОШКА В МУРМАНСКОМ НЕБЕ В поселке Молочный, под Мурманском, где раньше располагался аэро­ дром, одна из улиц названа его именем, а в городе Кандалакше — детский интернат. Имя этого летчика носит не одно из рыболовных судов Мур­ манского морского порта. Звали его Леонид Гальченко. Он был одним из асов Кольского Севера. Советские пилоты редко украшали свои боевые машины рисунками зверей и птиц — это было запрещено. У Гальченко же такой знак, несмотря на запрет, имелся — черная кошка на хвосте. О фрон­ товой судьбе обладателя этого знака наш сегодняшний рассказ. Леонид Акимович Гальченко родился 2 апреля 1912 года в городе Ма­ хачкале. В семье, где насчитывалось восемь детей, он был шестым. После окончания семилетки Леонид поступил в дорожно-строительный техни­ кум, но неожиданно узнал о наборе в Краснодарскую школу сельхозавиа­ ции. Не сказав дома ни слова, он в 1933 году стал курсантом этой школы. Когда учеба подходила к концу, Гальченко перевелся в Сталинградс­ кую военную школу летчиков, после окончания которой был направлен к месту службы под Ленинград. Финская война застала Гальченко уже на Севере в должности флаг-штур- мана 5-го смешанного авиаполка в звании старшего лейтенанта. Участвуя в боевых действиях, приобрел первый боевой опыт. Он совершил более 50 боевых вылетов, в том числе 23 — на штурмовку. Правда, не пришлось помериться силами с финскими пилотами в воздушных боях, но тем не ме­ нее после окончания боевых действий он был награжден орденом Красно­ го Знамени. Когда началась Великая Отечественная, Гальченко возглав­ лял вторую эскадрилью 135-го истребительного авиаполка. Этот полк базировался на аэродроме Шонгуй под Мурманском и входил в состав ВВС 14-й армии, которая своими наземными частями прикрывала Мурманское направление. О капитане Гальченко здесь заговорили сразу же после того, как однажды при заходе на посадку у его самолета не вышло шасси. С аэро­ дрома было хорошо видно, как летчик рывками бросал самолет в разные стороны, пытаясь тем самым облегчить выпуск шасси. Когда горючее уже было на исходе, ему наконец удалось это сделать. На земле выяснилось,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz