Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.

Юрий РЫБИН. Помни войну! 121 лектован в основном летчиками 145-го и 147-го ИАП, имевшими уже бое­ вой опыт в летних и осенних схватках с летчиками «Люфтваффе». Кроме того, полк получил на вооружение хотя и потрепанные в предыдущих схват­ ках, но хорошо освоенные летчиками отечественные истребители ЛаГГ-3 и И-16. Новое подразделение формировал и возглавил майор Гальченко. Почти сразу же после этого 609-й ИАП был направлен на Медвежьегорс­ кое направление, где в составе 103-й авиационной дивизии в период с де­ кабря 41-го года по март 42-го вел активные боевые действия, связанные с наступательной операцией войск 32-й армии. За три месяца полк выпол­ нил 500 боевых вылетов, сбил четыре истребителя противника, потеряв при этом лишь одного пилота. Лучшие асы были удостоены правитель­ ственных наград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года майору Л. А. Гальченко и старшему лейтенанту В. П. Миронову были присвоены звания Героев Советского Союза. 609-й ИАП продолжал до конца 1942 года воевать на Кандалакшском направлении, где воздушная обстановка в это время по сравнению с тем, что творилось в небе над Мурманском, была более чем спокойной. Полк вел воздушную разведку и вылетал на перехват вражеских разведчиков. За этот период воздушных боев с истребителями противника не было, так как основные силы 5-й истребительной эскадры в это время находились на побережье Баренцева моря. В ноябре 1942 года на базе частей и соедине­ ний ВВС Карельского фронта была сформирована 7-я воздушная армия. Все армейские военно-воздушные силы переформировались в авиацион­ ные дивизии. Так, на базе частей ВВС 14-й армии была сформирована 258-я истреби­ тельная авиационная дивизия, в которую вошел и 509-й ИАП. Для форми­ рования штабов в новых структурах понадобились дополнительно опыт­ ные кадры. Командир 609-го ИАП Гальченко был назначен заместителем командира вновь сформированной 259-й истребительной авиадивизии. Основная задача этой дивизии состояла в прикрытии перевозок по Киров­ ской железной дороге на участке между Кандалакшей и станцией Поляр­ ный Круг. В середине июня 1943 года неожиданно пришел приказ — в са­ мые кратчайшие сроки перебазировать в полном составе управление и штаб 259-й истребительной авиадивизии в Воронеж, где в это время формиро­ вался резерв командования ВВС Красной Армии. На месте убывшего под­ разделения была сформирована новая дивизия — 324-я истребительная. Забегая далеко вперед, отмечу, что в пятидесятые годы это соединение под командованием легендарного аса трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба прославилось своими боевыми подвигами в небе Кореи, воюя против асов американских ВВС. Именно у истоков этой дивизии и стоял полярный ас Л. А. Гальченко, назначенный летом 1944 года заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии, провоевавший и прослу­ живший в ее составе до 1948 года. Свой последний вражеский самолет Гальченко сбил 22 октября 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции. В районе немец­ кого аэродрома Сальмиярви в составе шести Ла-5 191-го ИАП наши лет­ чики перехватили три Me-109 и в скоротечном бою сбили все самолеты противника. Один из них был на счету подполковника Гальченко, кото

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz