Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.
Юрий РЫБИН. Помни войну! 121 лектован в основном летчиками 145-го и 147-го ИАП, имевшими уже бое вой опыт в летних и осенних схватках с летчиками «Люфтваффе». Кроме того, полк получил на вооружение хотя и потрепанные в предыдущих схват ках, но хорошо освоенные летчиками отечественные истребители ЛаГГ-3 и И-16. Новое подразделение формировал и возглавил майор Гальченко. Почти сразу же после этого 609-й ИАП был направлен на Медвежьегорс кое направление, где в составе 103-й авиационной дивизии в период с де кабря 41-го года по март 42-го вел активные боевые действия, связанные с наступательной операцией войск 32-й армии. За три месяца полк выпол нил 500 боевых вылетов, сбил четыре истребителя противника, потеряв при этом лишь одного пилота. Лучшие асы были удостоены правитель ственных наград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года майору Л. А. Гальченко и старшему лейтенанту В. П. Миронову были присвоены звания Героев Советского Союза. 609-й ИАП продолжал до конца 1942 года воевать на Кандалакшском направлении, где воздушная обстановка в это время по сравнению с тем, что творилось в небе над Мурманском, была более чем спокойной. Полк вел воздушную разведку и вылетал на перехват вражеских разведчиков. За этот период воздушных боев с истребителями противника не было, так как основные силы 5-й истребительной эскадры в это время находились на побережье Баренцева моря. В ноябре 1942 года на базе частей и соедине ний ВВС Карельского фронта была сформирована 7-я воздушная армия. Все армейские военно-воздушные силы переформировались в авиацион ные дивизии. Так, на базе частей ВВС 14-й армии была сформирована 258-я истреби тельная авиационная дивизия, в которую вошел и 509-й ИАП. Для форми рования штабов в новых структурах понадобились дополнительно опыт ные кадры. Командир 609-го ИАП Гальченко был назначен заместителем командира вновь сформированной 259-й истребительной авиадивизии. Основная задача этой дивизии состояла в прикрытии перевозок по Киров ской железной дороге на участке между Кандалакшей и станцией Поляр ный Круг. В середине июня 1943 года неожиданно пришел приказ — в са мые кратчайшие сроки перебазировать в полном составе управление и штаб 259-й истребительной авиадивизии в Воронеж, где в это время формиро вался резерв командования ВВС Красной Армии. На месте убывшего под разделения была сформирована новая дивизия — 324-я истребительная. Забегая далеко вперед, отмечу, что в пятидесятые годы это соединение под командованием легендарного аса трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба прославилось своими боевыми подвигами в небе Кореи, воюя против асов американских ВВС. Именно у истоков этой дивизии и стоял полярный ас Л. А. Гальченко, назначенный летом 1944 года заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии, провоевавший и прослу живший в ее составе до 1948 года. Свой последний вражеский самолет Гальченко сбил 22 октября 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции. В районе немец кого аэродрома Сальмиярви в составе шести Ла-5 191-го ИАП наши лет чики перехватили три Me-109 и в скоротечном бою сбили все самолеты противника. Один из них был на счету подполковника Гальченко, кото
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz