Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.
120 Судьбы людские нии, то заявил, что только благодаря своему ведомому, старшему лейте нанту Миронову, который не один раз спасал его от верной гибели, сумел добиться столь высоких результатов, и если награждать его, то только вме сте с ведомым. Так это было или иначе, но к концу сентября на счету стар шего лейтенанта В. П. Миронова было пять сбитых самолетов противни ка, что, согласно положению о награждении высшей наградой, на тот момент давало возможность представить летчика к медали «Золотая Звез да». После гибели старшего лейтенанта Никитюка у капитана Гальченко какое-то время не было постоянного ведомого. После нескольких вылетов с Виктором Мироновым Гальченко увидел в новом напарнике смелого, надежного и находчивого коллегу, который с одного взгляда понимал, что от него требуется. Миронов летал хорошо. 2 июля одержал свою первую воздушную победу. Правда, много было в нем еще мальчишеского задора, который часто проявлялся в рискованных и порой безрассудных действи ях при выполнении боевых заданий. В полку Виктор Миронов слыл весе лым, неунывающим выдумщиком, был душой любой компании. Именно во время сентябрьского немецкого наступления Миронов дей ствительно не раз выручал своего ведущего от гибели, выбивая из-под хво ста его самолета истребителей противника. (Виктор Миронов погиб в 1943- mi при облете нового JIa-5 сорвался в штопор над аэродромом Шонгуй. К этому времени на его счету было 7 самолетов, сбитых лично, и 13— в груп пе. Его именем названы улица в Мурманске и проспект в Коле, при мест ной школе-интернате существует музей Миронова и Гальченко.) 24 сен тября капитану Гальченко и старшему лейтенанту Миронову, вылетавшим на разведку, командир дивизии полковник М. М. Головня перед строем объявил благодарность и поставил их в пример всему личному составу военно-воздушных сил 14-й армии. В эти напряженные сентябрьские дни на хвосте ЛаГГа Гальченко и по явилась кошка. Вот как сам рассказывал об этом Леонид Акимович: «На фюзеляже моего самолета всю войну прокрасовался силуэт черной кошки. У летчиков было принято иметь своеобразные отличительные зна ки. У немцев были рыси, медведи, тигры... Вообще они были очень суевер ными людьми. Возили с собой талисманы, лампадки, всякую чепуху... Зная об этом, я сначала, скорее из озорства, нарисовал черную кошку (первона чально на хвосте ЛаГГ-3 Гальченко появилась белая кошка, немного поз же она стала черной. — Ю. Р.) — пусть боятся, что я им перехожу дорогу. А потом привык к своей кошке и не расставался с ней уже до конца войны. Суеверным не стал, но в то, что черные кошки приносят счастье, поверил. Меня ни разу не сбивали». С наступлением полярной ночи и вынужден ным затишьем в небе Заполярья в ВВС 14-й армии развернулась интенсив ная работа по доукомплектованию подразделений и формированию но вых авиационных полков. В первую очередь этому способствовало то, что в Архангельский порт возрастающим потоком начала поступать по ленд- лизу военная техника, в частности самолеты «харрикейн» и Р-40С «тома- гаук». В течение зимних месяцев было сформировано несколько истреби тельных полков — 609-й, 760-й, 767-й, 768-й, 835-й и 837-й. Первым в этом ряду был 609-й ИАП, сформированный в середине октября. Этот первый полк, сформированный на Крайнем Севере в военное время, был укомп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz