Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.

118 Судьбы людские Я стал резко маневрировать, не давая ему поймать себя в прицел. Первая очередь прошла правее и выше моей кабины. Следуя за мной между сопка­ ми и увлекшись прицеливанием на низкой высоте, немец зацепился плос­ костью своего самолета за сопку и взорвался (не подтверждается. — Ю.Р). Когда я еще раз оглянулся назад, то заметил, что группа самолетов про­ тивника подошла к месту взрыва и опять встала в растянутый круг. Пока они разбирались, что произошло и чей это самолет горит, я перелетел ли­ нию фронта и благополучно вернулся на свой аэродром...» В конце июля полк облетела приятная новость — прибыл на станцию эшелон с новыми самолетами ЛаГГ-3. Летчики восторженно ходили вок­ руг новых самолетов, и каждый мечтал, чтобы ЛаГГи попали именно в их эскадрилью. Но самолетов было всего двенадцать, а желающих летать было в несколько раз больше. Командование полка приняло решение все само­ леты поровну распределить по всем эскадрильям, постановив, что летать будут на них летчики из числа самых подготовленных. Не прерывая выле­ ты на боевые задания, летчики начали знакомиться с новой техникой. При этом возникало множество вопросов, так как инструкций по эксплуатации поступивших самолетов не оказалось. Освоив кое-как новые истребители, летчики начали вылетать на боевые задания, и почти не обходилось без того, чтобы кто-нибудь из летчиков не совершал вынужденную посадку. И уже вскоре радость сменилась на разо­ чарование и злость. Техники выбивались из сил, устраняя многочислен­ ные заводские дефекты и недоделки, а летчики, не имея на руках инструк­ ций, на свой страх и риск продолжали осваивать новую технику. Так, в одном из вылетов лейтенант Шпота на взлете отклонился от курса и поле­ тел в направлении сопки. На аэродроме хорошо было видно, как ЛаГГ-3 приближается к ней. Столкновение было уже неминуемо, как вдруг неожи­ данно для всех самолет сделал крутой подъем и перелетел препятствие. Самолеты старых конструкций И-16 и И-153 на такую «горку» были не­ способны. Первое время обходилось без серьезных аварий, но уже вскоре появились первые пострадавшие. Командование было вынуждено принять строгие меры. Был арестован инженер полка и вместо него назначен другой — Гольцев Павел Петро­ вич. Ему удалось в очень сжатые сроки довести почти все новые истреби­ тели до летного состояния, научить техников и летчиков правильно эксп­ луатировать новую матчасть, и аварии резко пошли на убыль. После того, как инженер полка сам, лично отрегулировал ЛаГГ-3 капитану Гальченко и научил его пользоваться винтом переменного шага, лучший воздушный разведчик полка стал с удовольствием летать на новом самолете, да и дру­ гие летчики вскоре изменили свое отношение к ЛаГГ-3. Надо отметить, что, несмотря на известные невысокие летные характе­ ристики самолета, Леониду Акимовичу Гальченко ЛаГГ-3 очень нравил­ ся. На протяжении долгого времени он летал только на этом типе истреби­ теля, хотя у него была возможность летать и на других типах самолетов, таких, как импортные «харрикейн», «томагаук», «киттихаук» или отече­ ственные — МиГ-3 и Як-7. И в дальнейшей своей боевой деятельности он предпочтение отдавал самолетам конструкции Лавочкина. Наверное, это объясняется тем, что Гальченко был южным человеком, а кабины ЛаГГ-3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz