Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.
118 Судьбы людские Я стал резко маневрировать, не давая ему поймать себя в прицел. Первая очередь прошла правее и выше моей кабины. Следуя за мной между сопка ми и увлекшись прицеливанием на низкой высоте, немец зацепился плос костью своего самолета за сопку и взорвался (не подтверждается. — Ю.Р). Когда я еще раз оглянулся назад, то заметил, что группа самолетов про тивника подошла к месту взрыва и опять встала в растянутый круг. Пока они разбирались, что произошло и чей это самолет горит, я перелетел ли нию фронта и благополучно вернулся на свой аэродром...» В конце июля полк облетела приятная новость — прибыл на станцию эшелон с новыми самолетами ЛаГГ-3. Летчики восторженно ходили вок руг новых самолетов, и каждый мечтал, чтобы ЛаГГи попали именно в их эскадрилью. Но самолетов было всего двенадцать, а желающих летать было в несколько раз больше. Командование полка приняло решение все само леты поровну распределить по всем эскадрильям, постановив, что летать будут на них летчики из числа самых подготовленных. Не прерывая выле ты на боевые задания, летчики начали знакомиться с новой техникой. При этом возникало множество вопросов, так как инструкций по эксплуатации поступивших самолетов не оказалось. Освоив кое-как новые истребители, летчики начали вылетать на боевые задания, и почти не обходилось без того, чтобы кто-нибудь из летчиков не совершал вынужденную посадку. И уже вскоре радость сменилась на разо чарование и злость. Техники выбивались из сил, устраняя многочислен ные заводские дефекты и недоделки, а летчики, не имея на руках инструк ций, на свой страх и риск продолжали осваивать новую технику. Так, в одном из вылетов лейтенант Шпота на взлете отклонился от курса и поле тел в направлении сопки. На аэродроме хорошо было видно, как ЛаГГ-3 приближается к ней. Столкновение было уже неминуемо, как вдруг неожи данно для всех самолет сделал крутой подъем и перелетел препятствие. Самолеты старых конструкций И-16 и И-153 на такую «горку» были не способны. Первое время обходилось без серьезных аварий, но уже вскоре появились первые пострадавшие. Командование было вынуждено принять строгие меры. Был арестован инженер полка и вместо него назначен другой — Гольцев Павел Петро вич. Ему удалось в очень сжатые сроки довести почти все новые истреби тели до летного состояния, научить техников и летчиков правильно эксп луатировать новую матчасть, и аварии резко пошли на убыль. После того, как инженер полка сам, лично отрегулировал ЛаГГ-3 капитану Гальченко и научил его пользоваться винтом переменного шага, лучший воздушный разведчик полка стал с удовольствием летать на новом самолете, да и дру гие летчики вскоре изменили свое отношение к ЛаГГ-3. Надо отметить, что, несмотря на известные невысокие летные характе ристики самолета, Леониду Акимовичу Гальченко ЛаГГ-3 очень нравил ся. На протяжении долгого времени он летал только на этом типе истреби теля, хотя у него была возможность летать и на других типах самолетов, таких, как импортные «харрикейн», «томагаук», «киттихаук» или отече ственные — МиГ-3 и Як-7. И в дальнейшей своей боевой деятельности он предпочтение отдавал самолетам конструкции Лавочкина. Наверное, это объясняется тем, что Гальченко был южным человеком, а кабины ЛаГГ-3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz