Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.
Юрий РЫБИН. Помни войну! 117 но было произвести аэрофотосъемку. Задание было трудным и рискован ным, осложнявшимся тем, что на всем маршруте погода стояла безоблач ная. Поэтому я собрал весь личный состав своей эскадрильи, довел до све дения летчиков задание и спросил: кто желает пойти со мной в паре? Первым из строя вышел Александр Никитюк. Этот летчик обладал большой силой воли и имел отличную технику пилотирования, кроме всего прочего, мы были с ним друзьями еще с финской войны. Отдав приказание технику эскадрильи подготовить самолеты к пред стоящему вылету, мы с Александром стали уточнять задание и как будем понимать друг друга в бою, так как рации на самолетах не было. Подго тавливаясь к полету, я откровенно ему сказал, что это задание очень слож ное, что мы летим на аэродром, где базируются истребители противника, которые имеют преимущество в скорости, и если мы их не обнаружим пер выми и не обхитрим их, то можем и не вернуться обратно. Но ответ я услы-, шал тот же: «Я лечу с тобой». Получив такой ответ, я был уже уверен, что Никитюк не струсит в трудную минуту. Погода по-прежнему была предательски ясной, ярко светило солнце, и, чтобы не обнаружить себя, мы пересекли линию фронта, прижимаясь к земле. Обходя сопки, на высоте 5-10 метров прошли вглубь территории противника. К вражескому аэродрому подошли с тыла, со стороны солн ца, на высоте 2500 метров, на которой я и стал фотографировать, а стар ший лейтенант Никитюк следить за воздухом. В момент съемки на аэро дроме находилось много бомбардировщиков и истребителей противника. На взлетной полосе поднималась пыль, это вражеские истребители пошли на перехват наших самолетов. Закончив фотосъемку, мы сразу же перешли на бреющий полет и, меняя курс, пошли на свою территорию. Подходя к линии фронта, я заметил слева, как из-за сопки выскочила группа истреби телей в количестве семи самолетов. Обнаружив наши самолеты, стали за ходить в атаку. Завязался воздушный бой. Первые пять-восемь минут мы отбивались вместе, но потом на высоте 20-30 метров зажгли самолет Алек сандра Никитюка, и он погиб на территории врага, совсем недалеко от линии фронта. Я оказался в сложном положении: горючее на исходе, бое комплект израсходован полностью. Почуяв легкую добычу, немцы реши ли меня привести на свой аэродром, сбивая с курса трассирующими очере дями впереди моего самолета. Тогда я решил идти на таран. После нескольких моих атак противник разгадал мои намерения и стал держать ся от меня на значительном расстоянии, посылая в мою сторону трассиру ющие очереди, по-прежнему отсекая мои попытки прорваться к линии фронта, которая находилась уже совсем рядом. В этом отчаянном положе нии я вспомнил о солнце, резко развернулся на него и снизился до самой минимальной высоты, пошел в сторону, противоположную нашей терри- ториии. Теперь солнце светило прямо в глаза, лететь на малой высоте было очень трудно и опасно, но и противник на какой-то момент растерялся и выпустил меня из поля зрения. Воспользовавшись этим, я резко развернул самолет в сторону своей территории, стал уходить, наблюдая за действия ми вражеских истребителей. Пролетая между сопками, я заметил, что один самолет меня все же преследует, а основная группа встала в круг и осмат ривает местность в поиске моего самолета. Преследовавший меня само лет, видя, что я ухожу, решил меня сбить и стал пристраиваться мне в хвост.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz