Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.

116 Судьбы людские ковал далеко вырвавшийся вперед И-16. Из горящего самолета выбро­ сился летчик, но парашют не раскрылся. Так погиб младший лейтенант С. Г. Чегаев. Вслед за дежурным звеном в воздух поднялись четыре И-16 под коман­ дованием капитана Гальченко. Им все же удалось перехватить эту пару Me-109, но немецкие летчики, не приняв боя, попытались скрыться в за­ падном направлении. Гальченко, преследуя удирающие вражеские истре­ бители, атаковал одного из них. Самолет противника перевернулся через крыло и под тупым углом пошел к земле. Наши летчики, посчитав его сби­ тым, не стали преследовать. И напрасно... Победу эту немецкие источники не подтверждают. Дело в том, что в первые месяцы войны пилоты «Люфт­ ваффе» довольно успешно применяли этот тактический прием — имити­ рование падения самолета переворотом через крыло с последующим пики­ рованием до земли и уходом на свою территорию. Особенно часто этим приемом пользовались тихоходные фронтовые разведчики — «Хеншели- 126»— «костыли» или «примусы», как их «любовно» называли наши пехо­ тинцы. Несмотря на огромное количественное превосходство советской истребительной авиации, Хш-126 среди бела дня висели без истребитель­ ного прикрытия над линией фронта и корректировали огонь своей поле­ вой артиллерии, а некоторые из них умудрялись появляться даже над на­ шей территорией. Многие летчики, воевавшие на Севере, на своем боевом счету имеют сбитые Хш-126, но реально подтвержденные победы крайне редки. В конце июня на Крайний Север прибыла 118-я отдельная разведыва­ тельная эскадрилья, ранее базировавшаяся под Ленинградом. Эта эскад­ рилья была вооружена одиннадцатью устаревшими бомбардировщиками СБ в варианте «разведчик». Конечно, эти самолеты, обладавшие низкой скоростью, слабым оборонительным вооружением и плохой маневреннос­ тью, не способны были эффективно вести воздушную разведку над линией фронта, а тем более в тылу противника. Поэтому разведывательная эскад­ рилья вошла в состав 137-го бомбардировочного полка, а «глазами» шта­ ба 14-й армии с самых первых дней войны стали летчики-истребители 145-го ИАП. Ими лишь за первый месяц войны было выполнено 175 разведыва­ тельных вылетов. Конечно, при отсутствии специальной подготовки, вна­ чале данные разведки не всегда отвечали действительному положению на сухопутном фронте, но среди летчиков, вылетавших на это столь ответ­ ственное и сложное задание, вскоре появились свои асы. Именно здесь про­ явился талант и незаурядные способности Леонида Гальченко как летчи- ка-истребителя и как воздушного разведчика. Как правило, капитан Гальченко вылетал в паре с ведомым в тыл противника, на бреющей высо­ те, перелетал линию фронта и вел разведку. Надо сказать, что полеты в тыл и в районы аэродромов врага на начальном этапе боевых действий в Заполярье считались среди полярных летчиков чем-то неординарным, тре­ бующим от летчика не только особых качеств и хорошего знания района боевых действий, но и мужества. Вот как вспоминает Л. А. Гальченко о своих первых боевых вылетах в тыл противника: «19 июля командование полка поручило мне произвести воздушную разведку вражеского аэродрома Луостари, куда, по агентурным данным, перебазировалась большая группа бомбардировщиков противника. Нуж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz