Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.
116 Судьбы людские ковал далеко вырвавшийся вперед И-16. Из горящего самолета выбро сился летчик, но парашют не раскрылся. Так погиб младший лейтенант С. Г. Чегаев. Вслед за дежурным звеном в воздух поднялись четыре И-16 под коман дованием капитана Гальченко. Им все же удалось перехватить эту пару Me-109, но немецкие летчики, не приняв боя, попытались скрыться в за падном направлении. Гальченко, преследуя удирающие вражеские истре бители, атаковал одного из них. Самолет противника перевернулся через крыло и под тупым углом пошел к земле. Наши летчики, посчитав его сби тым, не стали преследовать. И напрасно... Победу эту немецкие источники не подтверждают. Дело в том, что в первые месяцы войны пилоты «Люфт ваффе» довольно успешно применяли этот тактический прием — имити рование падения самолета переворотом через крыло с последующим пики рованием до земли и уходом на свою территорию. Особенно часто этим приемом пользовались тихоходные фронтовые разведчики — «Хеншели- 126»— «костыли» или «примусы», как их «любовно» называли наши пехо тинцы. Несмотря на огромное количественное превосходство советской истребительной авиации, Хш-126 среди бела дня висели без истребитель ного прикрытия над линией фронта и корректировали огонь своей поле вой артиллерии, а некоторые из них умудрялись появляться даже над на шей территорией. Многие летчики, воевавшие на Севере, на своем боевом счету имеют сбитые Хш-126, но реально подтвержденные победы крайне редки. В конце июня на Крайний Север прибыла 118-я отдельная разведыва тельная эскадрилья, ранее базировавшаяся под Ленинградом. Эта эскад рилья была вооружена одиннадцатью устаревшими бомбардировщиками СБ в варианте «разведчик». Конечно, эти самолеты, обладавшие низкой скоростью, слабым оборонительным вооружением и плохой маневреннос тью, не способны были эффективно вести воздушную разведку над линией фронта, а тем более в тылу противника. Поэтому разведывательная эскад рилья вошла в состав 137-го бомбардировочного полка, а «глазами» шта ба 14-й армии с самых первых дней войны стали летчики-истребители 145-го ИАП. Ими лишь за первый месяц войны было выполнено 175 разведыва тельных вылетов. Конечно, при отсутствии специальной подготовки, вна чале данные разведки не всегда отвечали действительному положению на сухопутном фронте, но среди летчиков, вылетавших на это столь ответ ственное и сложное задание, вскоре появились свои асы. Именно здесь про явился талант и незаурядные способности Леонида Гальченко как летчи- ка-истребителя и как воздушного разведчика. Как правило, капитан Гальченко вылетал в паре с ведомым в тыл противника, на бреющей высо те, перелетал линию фронта и вел разведку. Надо сказать, что полеты в тыл и в районы аэродромов врага на начальном этапе боевых действий в Заполярье считались среди полярных летчиков чем-то неординарным, тре бующим от летчика не только особых качеств и хорошего знания района боевых действий, но и мужества. Вот как вспоминает Л. А. Гальченко о своих первых боевых вылетах в тыл противника: «19 июля командование полка поручило мне произвести воздушную разведку вражеского аэродрома Луостари, куда, по агентурным данным, перебазировалась большая группа бомбардировщиков противника. Нуж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz