Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.
Юрий РЫБИН. Помни войну! 115 Гальченко как раз вернулся из Липецка с курсов по усовершенствова нию командиров эскадрилий и прямо с поезда направился на аэродром, где в этот момент была объявлена тревога. Не успев представиться коман диру полка, он, отбросив свой походный чемоданчик, вскочил в кабину первого попавшегося на пути «ишачка» и поднялся в воздух. Но в бою летчика ждало разочарование: нажав на гашетки, он не увидел огненной трассы — самолет не был подготовлен к боевому вылету. Приземлившись, предстал перед командиром с рапортом о возвращении с учебы и о само вольном вылете, за который получил строгое взыскание. А события с необратимой неизбежностью разворачивались не так, как хотелось бы. Война диктовала свои законы. 25 и 28 июня аэродром под вергся бомбардировкам. После первого налета жертв не было — немецкие бомбардировщики сбросили лишь несколько бомб на взлетную полосу. Правда, одна из них была очень большой мощности, оставив после взрыва воронку таких размеров, что люди в ней казались муравьями. Целых пять часов потребовалось, чтобы засыпать ее, при этом были мобилизованы весь технический состав полка и часть батальона аэродромного обслужи вания. Во втором налете вражеские самолеты после бомбардировки снизи лись и обстреляли самолеты, траншеи и жилые дома. На аэродроме убито два человека, имелись погибшие и среди членов семей. Прямым попадани ем был уничтожен истребитель из дежурного звена, летчик лейтенант Гро мов буквально за несколько секунд до взрыва выскочил из кабины и успел отбежать на 10-15 метров от своего самолета. В эти первые налеты технический состав и многие летчики стреляли из винтовок и пистолетов по пикирующим вражеским самолетам, стоя в пол ный рост, не прячась и демонстрируя тем самым презрение к врагу, не по нимая в то же время, что эта пальба опасна в первую очередь для них са мих. Но удивительное было в другом. В то время, когда немецкие пилоты бомбили Шонгуй, на аэродроме в несколько рядов, как по линеечке, сто яли незамаскированные истребители двух полков — 145-го и 147-го, около ста самолетов. Там находилась не просто истребительная авиация ВВС 14-й армии, а вся истребительная авиация на территории от Мурманска до Пет розаводска! Эти десятки самолетов, стоявшие в несколько рядов, невоз можно было не заметить, но ни одна бомба на них не упала. Думается, что немецкие пилоты перехитрили самих себя, приняв боевые машины за ма кеты. Так немецко-фашистское командование в Киркенесе упустило ис ключительно редкую возможность — одним ударом уничтожить всю ар мейскую истребительную авиацию на Крайнем Севере и в Карелии. Учитывая количественное превосходство советской истребительной авиации в районе Мурманска, немцы старались не вступать с нашими истребителями в воздушные поединки, какое-то время придерживались тактики выжидания. Так, 7 июля в течение суток в районе аэродромов Шонгуй и Мурмаши действовали, сменяя друг друга, небольшие группы истребителей по 3-4 самолета. Они держались недалеко от аэродрома и наблюдали за его работой. При появлении в воздухе наших «ишачков» и «чаек» благодаря преимуществу в скорости своевременно уходили в об лака, но потом снова зависали над взлетным полем. Вылетевшее по тре воге дежурное звено также не добилось успеха. Во время преследования двух Me-109 неожиданно из облаков выскочил Ме-110 и сзади сверху ата
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz