Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.
114 Судьбы людские что механик по халатности оставил гаечный ключ в фюзеляже, который заклинил трос. Леонид Гальченко в этом полете проявил самообладание, выдержку и показал отличное знание самолета. Эти особенности в годы войны еще не раз спасут его от гибели во время вынужденных посадок, совершенных из-за отказа техники в полете, а так же во время воздушных боев с превосходящими силами противника при выполнении дальних разведок во вражеском тылу. Леонид Гальченко был неутомим при выполнении любого задания, врачи восхищались его бога тырским здоровьем. «Махач-Кала» (таким было правописание столицы Дагестана в те годы. — Ю. Р.) — так летчики «окрестили» в своем кругу капитана Гальченко — придавая этому слову особое звучание и смысл, в котором слышались им и сила, и выдержка, и уважение. Считают, что ВВС Красной Армии не были готовы к войне. Называют причины — устаревшая техника, слабая боевая и летная подготовка лет чиков, неукомплектованность подразделений и прочие. На примере 145-го ИАП с этим трудно согласиться. Полк был полностью укомплектован лет ным и техническим составом, причем костяк составляли люди зрелые, имев шие за плечами не только боевой, но и жизненный опыт. В большинстве своем летчики имели опыт финской войны, боевые награды, хорошо знали предстоящий театр военных действий, имели прекрасную летную выучку, хорошо освоили стоящий на вооружении истребитель И-16, который был необычайно маневренел и в умелых руках, при правильно выбранной так тике, мог на равных соперничать с более скоростным «Мессершмиттом- 109» серии «Е». применявшимся немцами на Северном театре военных дей ствий в первый год войны. О высоком боевом духе летчиков полка можно сулить по происшествию, случившемуся весной 1941 года. Во время учеб ного воздушного боя при лобовой атаке двух И-16 никто из летчиков не захотел отвернуть первым. В результате в воздухе произошло столкнове ние, к счастью, лейтенанты Позднышев и Кузьмин не пострадали — оба спаслись на парашютах. В первые дни войны в Заполярье было относи тельно спокойно, лишь отдельные группы бомбардировщиков и одиноч ные разведчики появлялись в небе над Мурманом и при появлении в воз духе наших истребителей старались тут же скрыться. То, к чему так долго готовились и чего ожидали, случилось 25 июня — летчики 145-го авиапол ка впервые в воздухе в районе маяка Мишуково вступили в боевое сопри косновение с немецкими самолетами. Встав в вираж, летчики осмотрелись и обнаружили, что их атакуют два «мессершмитта», причем один из них двухмоторный. Отбивая атаки и в свою очередь атакуя, наши летчики всту пили в бой. Капитану Зайцеву удалось подбить двухмоторный Ме-110, который с дымным шлейфом вышел из боя. Желание сразиться с немцами в то время у наших летчиков было на столько велико, что, когда на следующий день над аэродромом появилась тройка Ме-Ш9, нарушая все инструкции и наставления, все, кто в это вре мя был на аэродроме, метнулись к своим самолетам и в течение несколь ких минут девятнадцать истребителей прямо со своих стоянок, рискуя вре заться друг в друга, поднялись в воздух. Пилоты «мессершмиттов» дали нашим возможность взлететь и только после этого вступили с ними в бой, но когда стало в воздухе тесно от И-16. Ме-109, резко спикировав к земле, на бреющем полете ушли на свою территорию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz