Рыбин, Ю. В. Помни войну! Черная кошка в мурманском небе // Братина : литературно-художественный и общественно-публицистический альманах / [гл. ред. Ф. Черепанов]. – Москва, 2004. - Вып. 4. - С. 113-122.
СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ Юрий РЫБИН г. Мурманск ПОМНИ ВОЙНУ! ЧЕРНАЯ КОШКА В МУРМАНСКОМ НЕБЕ В поселке Молочный, под Мурманском, где раньше располагался аэро дром, одна из улиц названа его именем, а в городе Кандалакше — детский интернат. Имя этого летчика носит не одно из рыболовных судов Мур манского морского порта. Звали его Леонид Гальченко. Он был одним из асов Кольского Севера. Советские пилоты редко украшали свои боевые машины рисунками зверей и птиц — это было запрещено. У Гальченко же такой знак, несмотря на запрет, имелся — черная кошка на хвосте. О фрон товой судьбе обладателя этого знака наш сегодняшний рассказ. Леонид Акимович Гальченко родился 2 апреля 1912 года в городе Ма хачкале. В семье, где насчитывалось восемь детей, он был шестым. После окончания семилетки Леонид поступил в дорожно-строительный техни кум, но неожиданно узнал о наборе в Краснодарскую школу сельхозавиа ции. Не сказав дома ни слова, он в 1933 году стал курсантом этой школы. Когда учеба подходила к концу, Гальченко перевелся в Сталинградс кую военную школу летчиков, после окончания которой был направлен к месту службы под Ленинград. Финская война застала Гальченко уже на Севере в должности флаг-штур- мана 5-го смешанного авиаполка в звании старшего лейтенанта. Участвуя в боевых действиях, приобрел первый боевой опыт. Он совершил более 50 боевых вылетов, в том числе 23 — на штурмовку. Правда, не пришлось помериться силами с финскими пилотами в воздушных боях, но тем не ме нее после окончания боевых действий он был награжден орденом Красно го Знамени. Когда началась Великая Отечественная, Гальченко возглав лял вторую эскадрилью 135-го истребительного авиаполка. Этот полк базировался на аэродроме Шонгуй под Мурманском и входил в состав ВВС 14-й армии, которая своими наземными частями прикрывала Мурманское направление. О капитане Гальченко здесь заговорили сразу же после того, как однажды при заходе на посадку у его самолета не вышло шасси. С аэро дрома было хорошо видно, как летчик рывками бросал самолет в разные стороны, пытаясь тем самым облегчить выпуск шасси. Когда горючее уже было на исходе, ему наконец удалось это сделать. На земле выяснилось,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz