Мурманская дистанция пути. 100 лет / [авт. текста В. В. Рябков ; редкол.: Безменова Н. А. и др.]. - Мурманск : Фабрика рекламы, 2016. - 118,[1] с. : ил., портр.

Мурмашинская дистанция пути В 2000 году к Мурманской дистанции пути была присоеди­ нена Мурмашинская дистанция пути ПЧ-44. Строитель­ ство участка железной дороги, который впоследствии стал Мурмашинской дистанцией пути, началось в середине пяти­ десятых годов с двух сторон — от Колы и со стороны Лиинаха- мари. Строительство железной дороги велось по тем местам, где каких-то десять лет назад гремели смертельные бои с немецко- фашистскими захватчиками. Самые ожесточенные бои шли меж­ ду Моккетом и Титовкой. Строителям запрещалось отходить в сторону далее 200 метров от строящейся ветки — дело в том, что разминирована была только полоса, где велось строитель­ ство, шириной не более 500 метров, остальная территория была заминирована. Повсюду лежали бомбы, снаряды, оружие. Много было захоронений немецких солдат, причем ямы не рылись, про­ сто трупы обкладывались дерном. В одном месте у озера можно было наблюдать врезавшийся в землю немецкий самолет со ске- летированными останками немецкого летчика. Но подходить к нему боялись — тоже могло быть заминировано. Жили строители в очень тяжелых условиях — в холодных неотапливаемых палатках. Сушить одежду было негде, утром на­ девали сырое и замороженное и прямо так шли на работу. Вот что вспоминал об этих временах ветеран- железнодорожник Вениамин Алексеевич Попов, с 9 января 1961 года работавший на строительстве Пяйвенской дистан­ ции пути, а с 8 декабря 1964 года — на Мурмашинской дистан­ ции пути. По его воспоминаниям, условия работы и жизни были экстремальными. Жили в палатках, которые не отапливались. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz