Мурманская дистанция пути. 100 лет / [авт. текста В. В. Рябков ; редкол.: Безменова Н. А. и др.]. - Мурманск : Фабрика рекламы, 2016. - 118,[1] с. : ил., портр.

Семеновская бухта. Самое начало строительства. На берегу еще ничего нет — только рельсы. 1915-1916 гг. Известно, что строящаяся Мурманская железная доро­ га была поделена на 10 строительных участков, с юга на север. Последний, 10-й участок и стал прообразом появившейся позд­ нее Мурманской дистанции пути. В июне 1915 года началась укладка пути на участке Канда­ лакша — Мурман. Строительство на этом участке планирова­ лось завершить к 13 января 1916 года, однако уложиться в сроки не удалось из-за того, что царское правительство привлекло к вы­ полнению работ английскую строительную фирму лорда Френ­ ча. Несмотря на то что англичан отлично снабжали и платили им хорошие деньги, результаты их труда оказались более чем скром­ ными. К 1 января 1916 года они построили всего 13 километров пути от Мурманска до устья реки Колы, в то время как наши стро­ ители на двух других участках от Кандалакши на север уложили за то же время до 100 километров пути. Несмотря на откровен­ ное вредительство со стороны англичан, при расторжении кон­ тракта им была выплачена значительная неустойка. Сделано это 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz