Мурманская дистанция пути. 100 лет / [авт. текста В. В. Рябков ; редкол.: Безменова Н. А. и др.]. - Мурманск : Фабрика рекламы, 2016. - 118,[1] с. : ил., портр.

Глава I Вначале были рельсы... ( 1915 - 1916 ) Л етом 1915 года на том месте, где сейчас расположился город Мурманск, не было вообще ничего. Нетронутая северная природа. Ни города, ни порта, ни железнодо­ рожного узла. Они на тот момент существовали только, как сей­ час бы сказали, «виртуально» — в планах, чертежах, проектах. До официальной закладки города Романова-на-Мурмане остава­ лось больше года. Единственным признаком того, что эти места посетил человек, было наличие на восточном берегу Кольско­ го залива геодезического знака-репера, установленного 15 мар­ та 1915 года гидрографической экспедицией Валериана Евгенье­ вича Ляхницкого. Именно эта точка являлась конечным пунктом строительства Мурманской железной дороги, именно вокруг нее должны были вырасти станция и город. В первый день осени, 1 сентября 1915 года, в Кольский за­ лив зашел шведский пароход «D rott», доставивший в еще не су­ ществующий порт еще не существующего города самый первый в истории будущей столицы Заполярья груз. Что же стало самым первым, самым важным и неотложным грузом, с которого, по сути, началась история Мурманска? Рельсы. Это были рельсы и ком­ плекты для укладки стрелочных переводов, прибывшие из Нью- Йорка. История Мурманска началась с рельсошпальной решетки, а первыми жителями нового города стали именно путейцы — те самые, которые эти рельсы укладывали и обслуживали. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz