Романов, Б. С. Третья родина : [роман] ; Святое озеро : [повесть] ; Прощальный снегопад : [роман] / Борис Романов. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1976. - 573, [2] с. : портр.
брат, долго Егору доказывал, что Антошку необходимо отослать в уезд не то в губернию, в коммерческое либо реальное училище, дабы мог из него выйти человек уче ный, Наволоку гордость. Егор Василич с учителем не со^ гласился, отправил Антошку по своей системе, после школы па дообучепие к отцу Прохору. Наука у наволоцкого пастыря была проста: полдни по хозяйству гонять, полдни псалтырь да священное пи сание зубрить и, ежели службы у отца Прохора пе было, поучения его слушать, когда он под сумерки казен но^ водкой или собствопного изготовления первачом до стославно нагрузится... Кроме этого, обучение у отца Прохора для ергуневских отпрысков означало привыкать держать язык за зубами, так как священник исподволь выпытывал у них домашние новости, а отец их собствен ный, Егор Василич, так же дотошно интересовался, что Да как у отца Прохора происходит да о чем с ним цер ковный староста Лука Шишибаров за рюмкой толкует. Авдей от расспросов с той и другой стороны буйно отбрыкивался, Орся отцу с теткой аккуратно все изла гал, Антошка же отмалчивался или, осмелев, сам вопросы задавал. Отец Прохор такого святотатства не вытерпел и вскорости повелел Антошке на церковном подворье не появляться, отцу же его, Егору, лично представление сделал: — Отрок твой, Егор, каверзно мыслит. Щелки в божьем слове изыскивает. Секи ты его чаще, аки греш ника, и мне не присылай. Егор драть Антошку не стал, но выдержал неделю в чулане на хлебе и квасе, а потом сделал в собственном доме работником за все, держал в черном теле, тяжкой работой думал норов Антошкин переломить. Антошка к тому времени, как бороде пробиваться, стал телом сух, ликом иконописен, словами не разбра сывался, но если уж и говорил —как тавро ставил. Егор Ергунев в нем в едином из сыновей чуял истовую душу и строптивость его долго бы еще терпел и подвижника из него еще долго бы лепил, если бы не ильин день. Илья в Наволоке —самый праздник, роздых перед жатвой, конец сенокосу, а если кто и не успел с сеном покончить, сам виноват, гляди в оба: Илья-пророк лето уволок. Так что гуляли илью в Наволоке широко, с раз махом, вся волость в гости набивалась, и к ночи поло вину гостей за околицу залётки оглоблями выносили, 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz