Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
стема воинских перевозок морем, введенная в ходе войны (кара ваны, прикрытие, организация погрузки и т. д.), существовала и после ее окончания, что в некоторой мере способствовало успе ху подобных операций в ходе Великой Отечественной войны. Финская кампания выявила целый ряд недостатков в организа ции работы порта и его защиты, однако к началу Отечествен ной войны далеко не все неполадки удалось устранить. В сентябре 1939 года, когда в Северной Атлантике и Барен цевом море развернулись боевые действия флотов Великобрита нии и фашистской Германии, до Мурманска донеслись отголос ки второй мировой войны. Господство на море на первых порах английского флота привело к тому, что в Мурманске как нейт ральном порту испросил убежища ряд немецких судов, в том числе «Кордильер», «Сан-Луи» и знаменитый обладатель «Голу бой ленты» трансатлантический лайнер «Бремен», вышедший из Нью-Йорка на Гамбург за несколько часов до начала войны. По дороге, спасаясь от английских крейсеров, он перекрасил надстройки в серый цвет и за восемь суток дошел до Терибер- ской губы, куда за ним пришлось посылать буксир с лоцманом. Всего поздней осенью 1939 года на мурманском рейде собралось, включая зверобои и траулеры, около 36 судов Германии, причем некоторые из экипажей, пользуясь гостеприимством порта, не брезговали фотосъемкой и иными действиями разведывательно го порядка. «Бремен» в Мурманске простоял около трех месяцев и в декабре, пользуясь наступившим темным временем, неожи данно снялся с якоря. Не оповещая портовых властей, без лоц манской проводки, под управлением капитана Аренса вышел в море (через два дня благополучно прибыл в Бремерхафен). Надо сказать, гитлеровцы не только в этом случае восполь зовались заключенным в 1939 году между СССР и Германией Пактом о ненападении. Вспомним и эпизод с проводкой совет скими ледоколами через Севморпуть мощно вооруженного рей дера «Комет», замаскированного под торговый пароход «Эмс», якобы следовавший экспериментальным грузовым рейсом в Япо нию. Когда рейдер был уже в Певеке, Советское правительство выявило, что же это за «торговое» судно, и командиру «Комет» Эйссену предложили вернуться в Баренцево море. Но «Комет»- снялся с якоря и без сопровождения ледоколов прошел для пи ратских действий в Тихий океан. В марте 1940 года был заключен мирный договор с Финлян дией, и к апрелю все немецкие суда постепенно покинули порт. 9 апреля 1940 года Германия начала оккупацию Норвегии, и вскоре в Мурманске появились первые норвежские беженцы. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz