Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
В противоположность установившемуся по художественной литературе мнению, наиболее длительные перевозки грузов для Испанской Республики во время гражданской войны в Испании осуществлялись не с Черного моря, а из Мурманска. Они прихо дились на первом этапе войны (октябрь 1936 — сентябрь 1937 года) на порты Бильбао и Сантандер (Северная Испания), на втором этапе (декабрь 1937 — август 1938 года) — на порты Бордо и Гавр (Франция) с дальнейшей транспортировкой по су ше и Средиземному морю из Марселя на Барселону и на треть ем этапе (декабрь 1938 — февраль 1939 года) — только на порт Гавр (Франция), тогда как Одесса участвовала в этих перевоз ках лишь на первом этапе, а Новороссийск — на первом и втором. Конечно, по вполне понятным причинам, эти перевозки про изводились в строжайшем секрете, но теперь можно с гордостью признать, что и мурманские портовики внесли свой вклад в де ло первого открытого боя с фашизмом, и внесли вклад немалый. (Всего из Советского Союза в Испанию было доставлено около 500 ООО тонн военных грузов на сумму свыше 200 млн. долла ров.) Приходили в Мурманск и пароходы с испанскими беженца ми, в большинстве своем с детьми погибших испанских бойцов. Тогда въявь услышали мурманчане клятву испанских коммуни стов: «Но пасаран!» — и дыхание близкой войны коснулось не ба над мирным портом... Основной плановой задачей работников морского транспор та Мурмана в третьей пятилетке было превращение Северного морского пути в нормально действующую магистраль, для чего требовалось наладить бесперебойную работу ледокольного фло та, закончить строительство судоремонтного завода Главсевмор- пути, сделать Мурманск первоклассным портом, способным при нимать и обрабатывать любые суда и любые грузы. О размахе этой работы говорят следующие цифры: если в 1937 году Мурманский порт отправил в Арктику 44 судна с общим грузом 44 650 тонн, то в 1939 году из Мурманского порта в Арктику ушло 20 судов (с 4 ледоколами), но с 80 000 тонн груза. Карские экспедиции с участием иностранного тоннажа (ввоз в районы Оби и Енисея различных грузов из Европы и вывоз игаркского леса) потребовали создания в Мурманске большой угольной бункеровочной базы, с 1935 года работавшей исклю чительно на отечественных углях (угольные причалы). Для пе ревалки угля и бункеровки порту был в 1934 году предоставлен плавучий углеперегружатель «Вотан». 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz