Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

лями Наркомата ставились вопросы об ассигнованиях на меха­ низацию, гидростроительство, технику, клуб, жилье, вопросы о закреплении кадров грузчиков. Коммунист М. К. Амелин обра­ тил внимание наркома на тот вопиющий факт, что за 10 преды­ дущих лет работы порта в нем сменилось 16(!) начальников. Н. И. Пахомов заявил, что проблемы будут решаться неза­ медлительно, поскольку «вся партия берет курс на Мурманск как на крупнейшую хозяйственную и оборонную единицу». Следствием работы этой комиссии был приказ № 242 от 25 ноября 1934 года по Наркомату водного транспорта, подво­ дивший итоги проверки и ставивший задачи по развитию порта. Большое внимание работе порта уделяла и местная партий­ ная организация. Так, работу и нужды порта в ноябре 1934 года детально рассматривало бюро окружкома ВКП(б), вынесшее свое постановление от 5 ноября «О подготовке Мурманского порта к зимней навигации 1934/35 г.». В порту развивалось широкое общественное движение за по­ вышение производительности труда. Прежде всего это движение представляли рабочие контролеры, которых в конце 1934 года насчитывалось 249 человек. Ударничество стимулировалось не только материально (пре­ мии, благоустроенное жилье, специальный магазин для ударни­ ков), но и мерами организационного характера; на смену раз­ дробленности и обезличке, существовавшим при прежнем «воль­ ном» принципе комплектования бригад, пришла система закреп­ ленных бригад, подчиненных непосредственно начальнику уча­ стка. (Приказом № 38/51 от 5 февраля 1935 года по Балтийско­ му управлению морского флота «О реорганизации грузовых ра­ бот в Мурманском торговом порту» вводились укрупненные (45 человек вместо 25) бригады, «имея целью охватить весь про­ цесс производства работ по данному пароходу». При этом пре­ дусматривалось «возложить на бригадира персональную ответ­ ственность за правильное производство обработки парохода».) Одним из наиболее почетных призов, присуждавшихся пере­ довым бригадам, был в то время вымпел ледореза «Литке», пе­ реданный порту в сентябре 1934 года после окончания героиче­ ского сквозного рейса ледореза по Северному морскому пути. 30 ноября 1934 года портом совместно с железной дорогой была проведена первая конференция ударников, в работе кото­ рой участвовало более 800 делегатов. Особое значение для порта имели возникновение и развитие в порту стахановского движения, начало которому положила 21 октября 1935 года шестая бригада грузчиков, руководимая бригадиром В. Ф. Шаровым. Применив стахановские методы 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz