Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
Мурманский политотдел Главного управления Северного мор ского пути на правах отдела ЦК ВКП (б), в 1937 году террито риальное управление Северным морским путем было перенесе но из Архангельска в Мурманск, и, наконец, в 1939 году было образовано Мурманское морское пароходство. Всем известны связанные с Мурманском легендарные пла вания «Челюскина», «Литке», «Седова» или ледокола «Сталин». Но не надо забывать, что на каждое такое «громкое» плавание приходилось по полдесятку менее «громких», однако не менее тяжелых плаваний, известных, к сожалению, немногим. Приме ром служит хотя бы вывод ледоколом «Красин» в 1932 году ле докола «Ленин», затертого льдами в восточной части Баренце ва моря, или зимний поход ледокола «Красин» на Новую Зем лю с продовольствием и запасами для зимовщиков (из-за льдов в течение лета суда-снабженцы не смогли их обеспечить), или проведенная в ту же зиму спасательная операция по подъему аварийного парохода «Малыгин» у Шпицбергена, во время ко торой погиб буксир «Руслан», или плавание в 1932 году деревян ного мотобота «Николай Книпович» вокруг Земли Франца-Иоси- фа... (Мы упоминаем лишь о плаваниях, относящихся к эпохе основания Севморпути.) Но как бы там ни было, объединенными усилиями ученых, моряков, летчиков, полярников, хозяйственников, портовиков Северный морской путь уверенно осваивался, и по нему в тече ние 1934—1938 годов в обоих направлениях было перевезено 1 млн. 188 тыс. тонн народнохозяйственных грузов (без учета шпицбергенских и печорских углей). Развитие арктических перевозок в значительной мере содей ствовало превращению Мурманска из сезонного (зимнего) пор та в порт круглогодичного действия. Весною 1932 года в Мурманске побывала комиссия Ленин градского обкома ВКП(б) в составе И. Ирклиса и А. Микояна; летом 1932 года делами порта интересовался приезжавший в Мурманск С. М. Киров; летом 1933 года, в связи с вводом в строй Беломорско-Балтийского канала, порт и залив посетила правительственная комиссия в составе И. В. Сталина, К. Е. Во рошилова, С. М. Кирова. Тогда для обеспечения базирования зарождающейся Северной военной флотилии торговый порт вы делил часть территории с постройками, так называемую «желез нодорожную» пристань, и причалы № 1—2. В июне 1934 года в Мурманском порту впервые работала ко миссия Наркомата водного транспорта во главе с наркомом Н. И. Пахомовым. Тогда же в клубе водников состоялось собра ние актива работников порта. На собрании перед представите- 6 Причалы мужества 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz