Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Мурманский политотдел Главного управления Северного мор­ ского пути на правах отдела ЦК ВКП (б), в 1937 году террито­ риальное управление Северным морским путем было перенесе­ но из Архангельска в Мурманск, и, наконец, в 1939 году было образовано Мурманское морское пароходство. Всем известны связанные с Мурманском легендарные пла­ вания «Челюскина», «Литке», «Седова» или ледокола «Сталин». Но не надо забывать, что на каждое такое «громкое» плавание приходилось по полдесятку менее «громких», однако не менее тяжелых плаваний, известных, к сожалению, немногим. Приме­ ром служит хотя бы вывод ледоколом «Красин» в 1932 году ле­ докола «Ленин», затертого льдами в восточной части Баренце­ ва моря, или зимний поход ледокола «Красин» на Новую Зем­ лю с продовольствием и запасами для зимовщиков (из-за льдов в течение лета суда-снабженцы не смогли их обеспечить), или проведенная в ту же зиму спасательная операция по подъему аварийного парохода «Малыгин» у Шпицбергена, во время ко­ торой погиб буксир «Руслан», или плавание в 1932 году деревян­ ного мотобота «Николай Книпович» вокруг Земли Франца-Иоси- фа... (Мы упоминаем лишь о плаваниях, относящихся к эпохе основания Севморпути.) Но как бы там ни было, объединенными усилиями ученых, моряков, летчиков, полярников, хозяйственников, портовиков Северный морской путь уверенно осваивался, и по нему в тече­ ние 1934—1938 годов в обоих направлениях было перевезено 1 млн. 188 тыс. тонн народнохозяйственных грузов (без учета шпицбергенских и печорских углей). Развитие арктических перевозок в значительной мере содей­ ствовало превращению Мурманска из сезонного (зимнего) пор­ та в порт круглогодичного действия. Весною 1932 года в Мурманске побывала комиссия Ленин­ градского обкома ВКП(б) в составе И. Ирклиса и А. Микояна; летом 1932 года делами порта интересовался приезжавший в Мурманск С. М. Киров; летом 1933 года, в связи с вводом в строй Беломорско-Балтийского канала, порт и залив посетила правительственная комиссия в составе И. В. Сталина, К. Е. Во­ рошилова, С. М. Кирова. Тогда для обеспечения базирования зарождающейся Северной военной флотилии торговый порт вы­ делил часть территории с постройками, так называемую «желез­ нодорожную» пристань, и причалы № 1—2. В июне 1934 года в Мурманском порту впервые работала ко­ миссия Наркомата водного транспорта во главе с наркомом Н. И. Пахомовым. Тогда же в клубе водников состоялось собра­ ние актива работников порта. На собрании перед представите- 6 Причалы мужества 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz