Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
в 1931 году до 258 580 тыс. тонн в 1937 году,что обусловило выде ление рыболовной базы с причалами в Мурманском порту к югу от мыса Варничный в самостоятельную хозяйственную едини цу — Мурманский рыбный порт с подчинением его Наркомпи- щепрому. Экспорт апатита, поставляемого комбинатом «Апатит», в 1934 году оценивался уже в 19,7 млн. рублей. Для перевалки апатитовой руды была сооружена эстакада на причале № 1. Кроме того, апатитовый концентрат вручную перерабатывался на причале № 6, а с 1937 года — на причале № 7, где была со оружена транспортная установка для перегрузки концентрата из вагонов на суда. Перевалка угля постоянно, с первых лет существования пор та была одной из основных задач, однако если в 1930 году через порт шел только английский уголь, в 1931 году — еще и донец кий (большим каботажем), в 1932-м — еще и шпицбергенский с печорским (малым каботажем), то с 1934 года через порт по шел исключительно свой уголь (120 тыс. тонн — донецкого, 150 тыс. тонн — шпицбергенского, 31 тыс. тонн — печорского). В качественном изменении этого грузопотока «повинно» организо ванное в 1932 году управление «Арктикуголь» на базе четырех шпицбергенских рудников. Осенью 1933 года Совторгфлот от крыл первую регулярную пароходно-арктическую линию Мур манск—Шпицберген—Мурманск, а в следующем году на этой линии был совершен уже сорок один рейс. Создание постоянных, с участием иностранных судов, судо ходных линий Мурманск—Игарка (Новый порт) и Мурманск— Дудинка (Диксон) стало возможным лишь благодаря широкой и многогранной деятельности созданного в декабре 1932 года Главного управления Северного морского пути, объединившего собственно судоходство, научные исследования и конкретное со циалистическое строительство на Крайнем Севере. С 1933 года Мурманский порт становится одним из трех (вместе с Архангельским и Владивостокским) основных аркти ческих портов, в первую очередь — благодаря своему выгодно му географическому положению: близости к портам Европы, тесной связи с Ленинградским промышленным районом и выхо дом в Арктику через незамерзающее море. Первый начальник Главного управления Северного морского пути О. Ю. Шмидт, посетивший перед отправлением «Челюски на» окружком и окрисполком, а также выступивший перед акти вом мурманчан в лучшем клубе города — клубе ОГПУ, уже в августе 1933 года наметил перспективы превращения Мурман ска в отправную точку Севморпути. В 1934 году был образован so
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz