Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

перевозки между портопунктами Мурманского и Терского бере­ гов и занимался этим вплоть до 1939 года, т. е. до образования Мурманского морского пароходства. С 1934 года началось поступление в порт новых средств ме­ ханизации: двух электрических портальных кранов «Кировец» и одного на гусеничном ходу. С приходом в порт нового земка- равана началось интенсивное строительство лесных причалов (№ 12, 13, 14), которым суждено было после вступления в строй обрабатывать грузы для борющейся Испанской Республики. Освоению новой грузовой техники много времени отдавали механизаторы В. А. Горб, Г. А. Даманин, А. В. Свечихин, И. С. Грядский. В свою очередь, эта техника позволила резко увеличить производительность труда грузчиков, особенно замет­ но выделялись на работе передовые бригады В. Ф. Шарова, П. Г. Воробьева, Н. Е. Бондаренко, К. К. Талны. Во второй пятилетке решилась судьба портовых судоремонт­ ных мастерских, переведенных в 1931 году с Дровяного в кир­ пичное здание на насыпи к северу от мыса Варничный. В 1934 году уровень оборудования этих портовых мастерских позволил преобразовать их в судоремонтный завод, который в 1936 году был передан Балтийскому государственному мор­ скому пароходству. Порт приступил к оборудованию новых ма­ стерских на базе бывшей кузницы Севзапстройвода и шлюпоч­ ной мастерской ОСВОДа. К началу войны эти мастерские уже смогли обеспечить ремонт средств механизации порта и частич­ но — судов портового флота. Число рабочих и служащих порта достигло в 1934 году 1418 человек, а жилищный фонд — 40 669 кв. метров полезной площади (пусть вас не удивляет цифра — более 28 кв. метров на одного работающего: в Мурманске в 1934 году жило уже свы­ ше 100 тыс. человек, и более половины жилплощади порта было занято рабочими иных предприятий). Следует отметить, что в том же, 1934 году прямым назначением для портовиков-ударни- ков было начато строительство первого кирпичного пятиэтаж­ ного дома со всеми удобствами — дом № 9 по улице Челюскин­ цев (бывшей — Моряков) и запроектирован второй такой же дом по улице Володарского (дом № 4). В 1933 году, во исполнение постановления окружкома партии «О рабочем шефстве над деревней», портовики взяли шефство над колхозом «Тундра» Ловозерского района. Тогда же порт ор­ ганизовал собственное тепличное хозяйство, которое на следую­ щий год выдало на стол свежие огурцы, лук, редис и другую зелень. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz