Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
перевозки между портопунктами Мурманского и Терского бере гов и занимался этим вплоть до 1939 года, т. е. до образования Мурманского морского пароходства. С 1934 года началось поступление в порт новых средств ме ханизации: двух электрических портальных кранов «Кировец» и одного на гусеничном ходу. С приходом в порт нового земка- равана началось интенсивное строительство лесных причалов (№ 12, 13, 14), которым суждено было после вступления в строй обрабатывать грузы для борющейся Испанской Республики. Освоению новой грузовой техники много времени отдавали механизаторы В. А. Горб, Г. А. Даманин, А. В. Свечихин, И. С. Грядский. В свою очередь, эта техника позволила резко увеличить производительность труда грузчиков, особенно замет но выделялись на работе передовые бригады В. Ф. Шарова, П. Г. Воробьева, Н. Е. Бондаренко, К. К. Талны. Во второй пятилетке решилась судьба портовых судоремонт ных мастерских, переведенных в 1931 году с Дровяного в кир пичное здание на насыпи к северу от мыса Варничный. В 1934 году уровень оборудования этих портовых мастерских позволил преобразовать их в судоремонтный завод, который в 1936 году был передан Балтийскому государственному мор скому пароходству. Порт приступил к оборудованию новых ма стерских на базе бывшей кузницы Севзапстройвода и шлюпоч ной мастерской ОСВОДа. К началу войны эти мастерские уже смогли обеспечить ремонт средств механизации порта и частич но — судов портового флота. Число рабочих и служащих порта достигло в 1934 году 1418 человек, а жилищный фонд — 40 669 кв. метров полезной площади (пусть вас не удивляет цифра — более 28 кв. метров на одного работающего: в Мурманске в 1934 году жило уже свы ше 100 тыс. человек, и более половины жилплощади порта было занято рабочими иных предприятий). Следует отметить, что в том же, 1934 году прямым назначением для портовиков-ударни- ков было начато строительство первого кирпичного пятиэтаж ного дома со всеми удобствами — дом № 9 по улице Челюскин цев (бывшей — Моряков) и запроектирован второй такой же дом по улице Володарского (дом № 4). В 1933 году, во исполнение постановления окружкома партии «О рабочем шефстве над деревней», портовики взяли шефство над колхозом «Тундра» Ловозерского района. Тогда же порт ор ганизовал собственное тепличное хозяйство, которое на следую щий год выдало на стол свежие огурцы, лук, редис и другую зелень. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz