Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
зяйственно-ремонтной гавани с расчетом их окончания не позд нее начала осенне-зимних перевозок 1932 года; г) обеспечить в порту необходимую механизацию перева лочных работ, в особенности по переработке тяжеловесов; уста новить в числе прочего оборудования 4 портальных крана и 6 полупортальных. С 1933 года максимально развернуть работу по сооружению 3-го пирса; д) закрепить за Мурманским портом с 1932 года 1 импорт ный землечерпательный караван, перебросив, кроме того, 1 зем лечерпательный караван из других портов; е) в 6-месячный срок построить 1 пожарно-спасательный ка тер; ж) обеспечить постройку на Мурманской верфи 2 деревян ных парусно-моторных транспортных судов...». Это постановление СНК, подписанное заместителем предсе дателя СНК Я. Э. Рудзутаком, предусматривало соответствую щие меры по развитию рыбной, зверобойной, горно-химической промышленности, лесного и энергетического хозяйства, строи тельства, снабжения, жилищно-коммунального и культурно-бы тового строительства, в области труда, а также по реконструк ции Мурманской железной дороги, по местному транспорту и связи, по организации молочно-скотоводческих хозяйств и разви тию оленеводства. Именно после выхода этого постановления началась действительная реконструкция Мурманского порта. В 1932 году портовый флот (буксиры «Выг», «Строитель» и «Коммунист» общей мощностью 900 л. с., несколько барж и ка тер «Инес-Глория») был пополнен буксирным пароходом «Гол ландия» (420 л. с.), прибывшим из Архангельска. Закончилось строительство пирса № 2 (причалы № 9—11), и он стал прини мать суда. Порт имел 10 автомобилей. Складская площадь до стигла 27 тыс. кв. метров, количество причалов — 15. Грузообо рот составил 794 000 тонн. Хотя план пятилетки и не был выполнен, цифра грузооборота говорит сама за себя: за 10 лет грузооборот увеличился в 12 раз, в том числе по сравнению с первым годом пятилетки — в два раза. Следует заметить, что порт принял участие и в важнейшем для страны движении — коллективизации сельского хозяйства. Среди «двадцатипятитысячников», соратников шолоховского ма троса Семена Давыдова, были и передовые грузчики Мурман ского порта А. С. Пеньков и М. Ф. Мазуров, посланные для ор ганизации колхозов к оленеводам Кольского полуострова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz