Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

зяйственно-ремонтной гавани с расчетом их окончания не позд­ нее начала осенне-зимних перевозок 1932 года; г) обеспечить в порту необходимую механизацию перева­ лочных работ, в особенности по переработке тяжеловесов; уста­ новить в числе прочего оборудования 4 портальных крана и 6 полупортальных. С 1933 года максимально развернуть работу по сооружению 3-го пирса; д) закрепить за Мурманским портом с 1932 года 1 импорт­ ный землечерпательный караван, перебросив, кроме того, 1 зем­ лечерпательный караван из других портов; е) в 6-месячный срок построить 1 пожарно-спасательный ка­ тер; ж) обеспечить постройку на Мурманской верфи 2 деревян­ ных парусно-моторных транспортных судов...». Это постановление СНК, подписанное заместителем предсе­ дателя СНК Я. Э. Рудзутаком, предусматривало соответствую­ щие меры по развитию рыбной, зверобойной, горно-химической промышленности, лесного и энергетического хозяйства, строи­ тельства, снабжения, жилищно-коммунального и культурно-бы­ тового строительства, в области труда, а также по реконструк­ ции Мурманской железной дороги, по местному транспорту и связи, по организации молочно-скотоводческих хозяйств и разви­ тию оленеводства. Именно после выхода этого постановления началась действительная реконструкция Мурманского порта. В 1932 году портовый флот (буксиры «Выг», «Строитель» и «Коммунист» общей мощностью 900 л. с., несколько барж и ка­ тер «Инес-Глория») был пополнен буксирным пароходом «Гол­ ландия» (420 л. с.), прибывшим из Архангельска. Закончилось строительство пирса № 2 (причалы № 9—11), и он стал прини­ мать суда. Порт имел 10 автомобилей. Складская площадь до­ стигла 27 тыс. кв. метров, количество причалов — 15. Грузообо­ рот составил 794 000 тонн. Хотя план пятилетки и не был выполнен, цифра грузооборота говорит сама за себя: за 10 лет грузооборот увеличился в 12 раз, в том числе по сравнению с первым годом пятилетки — в два раза. Следует заметить, что порт принял участие и в важнейшем для страны движении — коллективизации сельского хозяйства. Среди «двадцатипятитысячников», соратников шолоховского ма­ троса Семена Давыдова, были и передовые грузчики Мурман­ ского порта А. С. Пеньков и М. Ф. Мазуров, посланные для ор­ ганизации колхозов к оленеводам Кольского полуострова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz