Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
рублей (экспорт на сумму 846,2 млн. рублей, импорт на сумму 813,3 млн. рублей). 1929 год знаменателен еще одним событием: в Мурманске проходило заседание Международного арктического конгресса общества «Аэроарктик» с участием его генерального секретаря капитана Брунса. «Аэроарктик» запланировал несколько поле тов немецких дирижаблей «Цеппелин» в высоких широтах, но уже после первого полета в 1931 году, когда выяснился не столь ко научный, сколько разведывательный характер этих экспеди ций, полеты в советской зоне Арктики были прекращены. Задачи порта к этому времени переросли частные задачи ко лонизации и оживления края, восстановительный период был полностью закончен, и частные интересы железной дороги стали сдерживать рост порта как предприятия общегосударственного значения. Решением Совнаркома в январе 1930 года Мурманский тор говый порт был изъят из подчинения железной дороги и передан в ведение управляющего Балтийским морским бассейном в Ле нинграде (Народного комиссариата водного транспорта тогда еще не существовало — он был создан в 1931 году). Это пере- подчинение возродило былые проблемы, связанные с распреде лением грузов и ассигнований между Мурманском и Ленингра дом. А ведь Мурманский порт вырастал в производственную единицу со своим специфическим уклоном (рыба, апатит, аркти ческие грузы), да и сам город приобретал только ему одному присущие черты. Недаром на Всесоюзном конкурсе на проект «социалистического города» «Новый Мурманск» победу одержал проект под девизом «Мурманск — город рыбный». Население Мурманска увеличивалось стремительно — например, только за 1930 год на 36 тыс. человек. И в 1930 году коллектив порта стоял перед задачей: выпол нять новый план прежними техническими средствами. Необхо димо было внедрять новые методы руководства и развивать соц соревнование, но руководство порта и общественные организа ции оказались к этому неспособны. Начальник порта К. М. Грюнберг допустил ряд ошибок по литического плана, семейственность и протекционизм в работе, медленно и нерешительно внедрял новый подход к выполнению плана. И администрация, и порткомморя по-прежнему уповали на мускульную рабочую силу: из 50 тыс. рублей, отпущенных на механизацию в 1929 году, не было истрачено ни рубля, а из 310 тыс. рублей по смете 1930 года израсходовано только 15 тысяч. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz