Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
тельности труда и укрепление трудовой дисциплины. О состоя нии трудовой дисциплины следует поговорить особо. За первый квартал 1929 года из 275 грузчиков совершили прогулы 85 че ловек, за это же время было уволено из порта за прогулы во семнадцать человек и еще стольким же объявлены выговоры. Соревнование должно было не только поднять производитель ность грузовых работ, но и улучшить дисциплину, в конечном итоге оказать мощное воспитательное воздействие. Так оно и было: за второй квартал количество прогулов уменьшилось вдвое. Однако не все выдерживали темп и условия соревнования. В начале 1930 года в порту работало всего лишь 9 ударных бригад, в которых было 120 грузчиков-ударников. Выполнение производственной программы порту давалось не легко. Президиум Мурманского окружного исполкома, рассмат ривавший на заседании 20 августа 1929 года пятилетний план порта, присоединился к ходатайству портовиков перед Цент ральным управлением морского строительства о сверхсметном ассигновании 400 тыс. рублей ввиду напряженной лесоэкспорт ной программы. Окрисполком признал, что «достижение к концу пятилетки планового грузооборота в 2 млн. тонн (или около 700 пароход ных рейсов) потребует не только увеличения количества рабо чей силы и механизации, но и значительного удлинения при чальной линии». Пока же грузовые операции шли крайне не ровно и требовали чрезвычайного напряжения сил. С 18 сентября 1929 года в порту была введена непрерывная производственная неделя (более чем за полгода до введения ее на транспорте в целом), что позволило добиться ритмичности в работе и поднять производительность труда. Грузооборот снова повысился и составил в 1929 году 463 тыс. тонн, причем порт впервые за свою историю дал доход в 225 тыс. рублей. В том году была построена столовая на 800 человек, достроено здание мастерских к северу от мыса Вар ничный, возведены двухэтажное деревянное общежитие для грузчиков на 664 кв. метра, и 2 двухэтажных деревянных дома на 834 кв. метра, заложен первый трехэтажный каменный жи лой дом на улице Моряков (ныне Челюскинцев) на 12 квартир по 3 комнаты с кухней каждая (впоследствии законсервирован ный и достроенный как пятиэтажный), на территории порта от веден участок для строительства причалов Нефтеторга (старая нефтебаза рыбного порта). И для внешней торговли СССР в целом 1929 год был пере ломным: впервые было получено активное сальдо +32,9 млн. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz