Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

тельности труда и укрепление трудовой дисциплины. О состоя­ нии трудовой дисциплины следует поговорить особо. За первый квартал 1929 года из 275 грузчиков совершили прогулы 85 че­ ловек, за это же время было уволено из порта за прогулы во­ семнадцать человек и еще стольким же объявлены выговоры. Соревнование должно было не только поднять производитель­ ность грузовых работ, но и улучшить дисциплину, в конечном итоге оказать мощное воспитательное воздействие. Так оно и было: за второй квартал количество прогулов уменьшилось вдвое. Однако не все выдерживали темп и условия соревнования. В начале 1930 года в порту работало всего лишь 9 ударных бригад, в которых было 120 грузчиков-ударников. Выполнение производственной программы порту давалось не­ легко. Президиум Мурманского окружного исполкома, рассмат­ ривавший на заседании 20 августа 1929 года пятилетний план порта, присоединился к ходатайству портовиков перед Цент­ ральным управлением морского строительства о сверхсметном ассигновании 400 тыс. рублей ввиду напряженной лесоэкспорт­ ной программы. Окрисполком признал, что «достижение к концу пятилетки планового грузооборота в 2 млн. тонн (или около 700 пароход­ ных рейсов) потребует не только увеличения количества рабо­ чей силы и механизации, но и значительного удлинения при­ чальной линии». Пока же грузовые операции шли крайне не­ ровно и требовали чрезвычайного напряжения сил. С 18 сентября 1929 года в порту была введена непрерывная производственная неделя (более чем за полгода до введения ее на транспорте в целом), что позволило добиться ритмичности в работе и поднять производительность труда. Грузооборот снова повысился и составил в 1929 году 463 тыс. тонн, причем порт впервые за свою историю дал доход в 225 тыс. рублей. В том году была построена столовая на 800 человек, достроено здание мастерских к северу от мыса Вар­ ничный, возведены двухэтажное деревянное общежитие для грузчиков на 664 кв. метра, и 2 двухэтажных деревянных дома на 834 кв. метра, заложен первый трехэтажный каменный жи­ лой дом на улице Моряков (ныне Челюскинцев) на 12 квартир по 3 комнаты с кухней каждая (впоследствии законсервирован­ ный и достроенный как пятиэтажный), на территории порта от­ веден участок для строительства причалов Нефтеторга (старая нефтебаза рыбного порта). И для внешней торговли СССР в целом 1929 год был пере­ ломным: впервые было получено активное сальдо +32,9 млн. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz