Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

(отсутствие обогащения), так и из-за плохой рекламы: даже с первой партией Внешторг не удосужился послать краткий про­ спект или описание минерала. Однако начиная с 1932 года экс­ порт апатита, с вводом в строй первой очереди АНОФ-1, стал резко возрастать, в полном соответствии с контрольными цифра­ ми пятилетнего плана, что, в свою очередь, заставило порт за ­ думаться о специальных причалах для перевалки апатита. В 1929 году порт приступил к постоянной перегрузке экспорт­ ного леса (первая партия его — 1327 тонн, запроданная еще в 1918 году, была отправлена на норвежских судах через девять лет), причем специализированные лесные причалы тоже еще не были построены. Импорт (в основном — хлопка, сельди, уг­ ля, машин, генгрузов) также возрастал, а механизация продол­ ж ала оставаться на уровне 1926 года (в 1930 году в порту ме­ ханизированными способами было перегружено всего 9,3% гру­ зов). Внутрипортовая механизация, кроме двух катучих кранов, состояла из 15 вагонеток, 36 роликовых транспортеров для хлоп­ ка и 9 только что приобретенных ленточных электрических кон­ вейеров для зерна (по иронии планирования, с этого же года экспорт зерна через Мурманск был прекращен). Отсутствие механизации заставляло прибегать к сверхуроч­ ным и авральным работам. Были поставлены и рекорды: так, пароход «Рейхаузен» с грузом 5775 тонн хлопка в кипах был разгружен за 4 дня (в порту работало до 2000 грузчиков — по­ ловина мужского населения города Мурманска). Тем не менее грузооборот порта в 1928 году составил всего 332 тыс. тонн. 1929 год — «год великого перелома» — начался для порта также неудачно: в январе в порту было обработано всего 4 суд­ на (3 — с импортом, 1 — с экспортом), и программа месяца бы­ ла не выполнена, а в марте — уже 18 судов. Порт снова «зали­ хорадило» из-за недостатка механизации, рабочей силы и малой пропускной способности железнодорожной станции. Впрочем, подобные трудности испытывал не только Мурманский порт, но и многие предприятия страны, и партия искала новые методы труда и новые способы социалистического хозяйствования. Последовавшая за апрельским (1929 года) Пленумом ЦК ВКП(б) XVI Всесоюзная партийная конференция приняла Обращение к рабочим о проведении социалистического соревно­ вания. В Обращении подчеркивалось значение этого великого почина для ускорения темпа построения социализма и перевода всего народного хозяйства на высшую ступень. В Мурманском порту первыми вступили в социалистическое соревнование грузчики. 18 бригад приняли на себя обязательст­ ва, основными пунктами которых были повышение производи­ 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz