Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Накануне первой пятилетки, в 1928 году, в порту началось строительство глубоководных причалов № 9—11 на месте осуш­ ки. Землечерпательные работы производил земкараван «Черны­ шевский» из Архангельска, который, как выяснилось, был не совсем приспособлен для работы на тяжелых грунтах и больших глубинах. Устранение поломок потребовало времени и средств, но, несмотря на это, плановые работы по выемке 220 тыс. кубо­ метров грунта были выполнены. Из-за отсутствия на земкарава- не рефулерных устройств и конвейеров вынимаемый грунт вы­ сыпался шаландами на глубокие места залива, а для засыпки территории причалов использовались мягкие береговые возвы­ шенности. В том числе была срыта и так называемая Красная горка на стыке улиц Коминтерна и Шмидта. Потребность в земкараване заставила обратиться к подъему затонувшей в 1916 году на 18-саженной глубине вверх днищем землечерпалки «Сиворкер». Работы эти производились спаса­ тельной службой по оказанию помощи аварийным судам и по подъему затонувших судов в северных морях, учрежденной Се­ верной главной конторой Совторгфлота (ныне — экспедицион­ ный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ пароходства). Первым на акватории порта был поднят буксир «Спасательный-2», затонувший в 1917 году при бункеровке, з а ­ тем 125-тонный плавкран «Колосс». Он затонул еще в 1918 году при попытке поднять «Спасательный-2». Десять лет плавкран загромождал подход к причалам порта. Затем очередь дошла и до «Сиворкера», который после подъема и ремонта получил на­ звание «Кольский залив». На основании Директив XV съезда партии Муркомпорт раз­ работал перспективный пятилетний план грузооборота порта, ко­ торый должен был составлять: в 1928—1929 годах — 402 тыс. тонн, в 1932—1933 годах — 2556 тыс. тонн. План грузооборота 1929—1930 годов впервые предусматривал экспорт апатита в ко­ личестве 20 тыс. тонн, а план 1930—1931 годов — экспорт не­ фелина — 35 тыс. тонн с дальнейшим прогрессивным расшире­ нием их экспорта (апатито-нефелиновые руды были обследова­ ны для промышленных разработок в 1926 году минералогом А. Н. Лабунцовым). Первая партия апатита — 748 тонн — была отправлена из Мурманска в Гамбург 4 марта 1930 года на пароходе «Андре Марти». Несмотря на большой интерес, проявленный европей­ скими деловыми кругами к новому виду русского экспорта, в первые два года план апатито-нефелиновых перевозок не вы­ полнялся как ввиду недостаточной промышленной разработки 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz