Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
Основные руководящие документы порта, помимо упоминав шегося приказа Наркомпути № 861, составлялись и НКПС и Совторгфлотом. Для клиентуры существовали утвержденные НКПС «Обычаи порта», морской порядок регламентировало «Обязательное постановление по Мурманскому морскому тор говому порту». Когда теперь читаешь § 151 «О запрещении при вязывать лошадей к столбам электроосвещения», или целый раз дел из семи параграфов «О правилах движения и стоянки ломовых и легковых подвод в порту», или раздел «О благочинии в пор ту», которым «воспрещаются всякого рода самоуправства, буй ства, драки, картежные игры», а также «сход на берег с огне стрельным оружием или ножом», — понимаешь, как далеко ушли мы от того времени и как за это время изменилась жизнь... В 1926 году порт посетило 587 судов, из них — 98 иностран ных, в том числе ходившие под английским флагом пароходы «Курск», «Тобольск» и даже «Троцкий». Порт занимался не только собственно транспортной деятель ностью. Еще в марте 1921 года впервые была организована и отправ лена из Мурманска в Белое море первая зверобойная экспеди ция в составе ледокольных пароходов «Сибиряков», «Русанов», «Седов» и «Полярный». В дальнейшем Мурманск был избран базовым портом для пяти зверобойных судов. На рейде порта на мертвых якорях установили пароход «Альбатрос» в качестве базы для снабжения экспедиции водой и углем. На «Альбатро се» производилась и обделка привезенного зверя. Ледокольные зверобойные экспедиции стали проводиться регулярно. В 1926 году добыча тюленей составила 200 000 голов, при чем «Малыгин», «Седов», «Русанов», «Сибиряков» сделали из Мурманска по два рейса. Успеху экспедиции способствовали и полеты полярного летчика М. С. Бабушкина, впервые проведен ные для аэроразведки льдов и тюленьих стад. В эти же годы началось становление Мурманска как главно го арктического порта страны. В августе 1921 года через Мурманск последовал в Арктику второй (европейский) отряд первой Карской экспедиции в количестве пяти судов во главе с закупленным в Англии ли нейным ледоколом «Ленин» (бывший «Александр Невский», ны не — «Владимир Ильич»), В Мурманске находились руководст во экспедицией в составе представителей Наркомвнешторга, служба погоды экспедиции и другие ее отделы. Первые суда от ряда собрались в Мурманске 8 августа, ледокол пришел 12-го, а уже 15 августа, после доснабжения, бункеровки и напутствен 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz