Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
створ, восточный буй у отмели Абрам-Корга и огонь на ферме затопленного крана «Колосс». Сначала они обслуживались Лоц- дистанцией, а с ноября 1923 года — Убекосевером. Накладные расходы в пересчете на тонну грузооборота были те же, что и в Ленинградском порту, за счет отказа от взимания дополнительных плат за брезенты, подстилки, комиссионных за страховку и пр. и ускоренной (в 1,5—2 раза) против плановой доставки грузов в центр (старалась железная дорога). Кроме того, для грузоп, идущих через Мурманский порт, как уже отме чалось, существовали льготные железнодорожные тарифы и дифференцированный таможенный. Фрахты и страховые ставки были примерно те же, что и для Ленинграда. Финансовый результат порта в 1926 году был убыточный. По расчетам, порт должен был стать самоокупаемым при грузообо роте 22 млн. пудов (352 000 тонн), поэтому в 1926 году Выс шим научно-техническим комитетом был утвержден проект раз вития порта на следующее десятилетие, до 1936 года, с капита ловложениями на сумму в 14 120 000 рублей, в том числе на 1926—1927 годы — 3 620 000 рублей. Проект развития порта, в соответствии с идеями В. Е. Лях- ницкого, предусматривал удлинение причальной линии до 3990 метров (причалы № 9—11 и лесные причалы № 12—14, угольные причалы, причалы для рыболовных траулеров, ремонт ный причал, причал для плавсредств), дноуглубительные рабо ты, строительство складов, эллинга, продолжение засыпки осу- шек и промежутка между ряжами причалов — так называемой Ям-Пазухи. Особо выделялись работы по засыпке осушки к се веру от мыса Варничный и возведению на этой насыпи камен ного здания портовых мастерских площадью 680 кв. метров и стоимостью 60 тыс. рублей (ныне — СРЗ ММФ). На территории порта и под юрисдикцией порта к югу от мыса Варничный при ступил к строительству причалов и складов Севгосрыбтрест. На 1926—1927 годы его ассигнования составили 600 тыс. рублей. База тралового промысла окончательно «прописалась» в Мур манске. Снабжение водой. Портовый поселок имел 5 водоразборных будок и 2 колонки на Лихтерной пристани. Стоимость воды со ставляла 0,25 копейки за ведро (по постановлению губисполко- ма портовый водопровод тогда же был передан городу и порт сам стал платить по 0,40 копейки за ведро воды). Снабжение электричеством. Портовая электростанция также была передана городу, и порт получал электроэнергию за пла ту от города. Телефонная связь осуществлялась через коммута тор железной дороги. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz