Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Лоцманская служба была организована в июне 1916 года в лице лоцманского товарищества, состоявшего на собственном балансе, в составе 8 лоцманов во главе с лоцкомандиром. Лоц­ маны дежурили на своем брандвахтенном судне в губе Большая Волоковая-Кольская или у острова Большой Олений. В 1920 го­ ду лоцманское товарищество распалось, и в 1921 году прекрати­ ла существование и брандвахта. Трех лоцманов стал содержать порт, высылая их на буксирах навстречу приходящим судам. В ноябре 1923 года лоцманы перешли в ведение Убекосевера (Управление безопасности кораблевождения на Севере, ныне — Гидрография ВМФ). По состоянию на 1926 год их было 5 че­ ловек во главе с лоцстаростой. Лоцманы дежурили в районе остров Седловатый — остров Большой Олений на лоцманском боте «Серный». Обязательная проводка существовала только для иностранных судов. Для швартовок и перестановок в порту имелся портовый лоцман в штате отдела капитана порта. Грузчики и стивидоры привлекались к работе в зависимости от потребности, в штате порта не состояли, а регистрировались в так называемом местране (местном комитете транспорта) и работали по заявкам как порта, так и железной дороги, и в других организациях. Собственно портовых грузчиков на учете в местране было 363 человека. Поденная ставка грузчика была 3 рубля 50 копеек. Нормы грузообработки: зерно — 90 тонн на люк в сутки, уголь — 100 тонн на люк в сутки, генеральный груз — 50 тонн на люк в сутки, сельдь — 60 тонн на люк в сутки; лес: дильсы, батенсы, бордсы — 10—15 стандартов на люк в сутки летом, 7—8 — зимой, бревна — 50 куб. футов летом, 25 — зимой. Складские помещения состояли из дощатых амбаров, крытых железом и толем, общей площадью 12 000 кв. метров. Навесов в порту не было. В 1926 году было ассигновано 107 500 рублей на постройку первого железобетонного склада на насыпи к се­ веру от пирса № 2. Территория порта, кроме территории собственно в Мурман­ ске, включала в себя оба берега залива от устья Туломы до мы­ са Летинский на глубину в 10 саженей от уреза полной воды и лишь при производстве районирования СССР в 1927 году бы­ ла приведена в границы, включающие территорию нынешних торгового и рыбного портов, за исключением территории Мур­ манской военной базы, возвращенной городу в 1934 году с обра­ зованием Северной военно-морской флотилии, которая заняла часть торгового порта. Средства навигационного ограждения в зоне от мыса Цып- Наволок до Дровяного включали в себя 9 маяков, Дровяной 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz