Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

вать грузы снова на Мурманск. 18 января в Мурманск пришел пароход «Ярл», 20-го — «Поллукс» и «Северолес», 24-го — «Гленда», 28-го — «Гесса», 30-го — «Рейнгорн», за первые десять дней февраля прибыло еще шесть пароходов. Руководство доро­ ги, порта и губернские организации вынуждены были мобилизо­ вать на круглосуточную работу 600 грузчиков и привлечь к ней население города (обычно в 1925—1926 годах на учете в «Доме безработных» при Муррайкомводе стояло от 150 до 200 грузчи­ ков). Положение усугублялось ошибочными или недостаточно квалифицированными условиями фрахтовки иностранного тон­ нажа. Так, пароход «Поллукс» прибыл в Мурманск с 1441 тон­ ной бумаги на борту, имея по договору всего 30 часов для раз­ грузки. Документы для других пароходов, прибывших с грузами на предъявителя, почему-то засылались в Москву. Груз адре­ совался многим получателям, и ведомственные интересы, под­ держиваемые то одной, то другой вышестоящей инстанцией, дез­ организовывали работу. Недостаточными оказались и площадь складских помещений, и пропускная способность железной до­ роги. Правление пошло на крайние меры: день 23 февраля был объявлен выходным для того, чтобы успеть накопить порожняк для отправки из порта по 4 груженых поезда в день. Об интен­ сивности работы говорят цифры грузооборота: январь — 31 108 тонн, февраль — 33 170 тонн, март — 35 659 тонн (т. е. за месяц больше половины годового грузооборота 1922 года). И в дальнейшем Мурманский морской торговый порт даже в мирное время не раз попадал в подобные «авралы» из-за не­ четкого планирования. Что же собой представлял порт ко дню своего десятилетия? На этом стоит остановиться, потому что именно к 1926 году порт пришел в себя после войны и интервенции и именно с этого момента начинается его социалистическая реконструкция. Итак, по состоянию на 1926 год порт имел: Причальные линии: пирс № 1 — 675 метров, глубина у при­ чалов 24—26 футов; пирс № 2 — 395 метров, глубина 22—18 фу­ тов, Мурманская пристань (ныне — причал вспомогательного флота) — 95 метров (20 футов). Общая длина причалов — 1165 метров. Разгрузочные площади — 60 866 кв. метров. Желез­ нодорожные пути в порту — 25 км. Грузовая механизация: 2 плавкрана грузоподъемностью — 50 и 35 тонн, 2 крана на пир­ се № 2 — 10 и 12 тонн, 4 катучих крана грузоподъемностью от 5 до 10 тонн. Плавсредства: 3 портовых буксира — «Дзер­ жинский» (300 л. с.), «Строитель» (250 л. с.), «Рабочий» (250 л. с.) — два рабочих, один резервный, портовый ледокол 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz