Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
поднят тральщик № 18, мешавший движению в порту, и по ставлен в капитальный ремонт; произведена переукладка путей на лесных причалах 4—5 с целью перегрузки леса с платформ прямо на суда; построено 3 дома и 7 бараков для жилья общей площадью 1760 кв. метров; организована школа фабрично-заводского обучения. 19 ноября 1924 года Совнарком утвердил новый таможенный тариф для Мурманского порта более чем на триста наименова ний товаров, обеспечивший привлечение экспортно-импортных грузов. Необходимо вкратце рассказать о человеке, чья не слишком заметная деятельность явилась тем самым рычагом, который, наконец, двинул грузы на Мурманск. Это был консультант прав ления Мурманской железной дороги С. А. Щепотьев, инженер- механик, бывший народоволец. После ссылки, отойдя от револю ционного движения, он начал сотрудничать в экономической пе чати и с течением времени стал одним из видных специалистов по тарифному делу и эксплуатации железных дорог. Именно С. А. Щепотьев подал в правление дороги докладную записку «Тарифная борьба как метод оживления Карело-Мур манского края», в которой обосновывал введение для Мурман ской железной дороги дифференцированных провозных тарифов и снижения пошлин на товары, ввозимые через Мурманский порт. Он же сумел доказать необходимость такого шага в Н а родном комиссариате финансов и на специальных комиссиях Совнаркома. Это было нелегко, поскольку нелегко было в Рес публике с деньгами, но это было просто и верно: втридорога в такую даль никто грузы не повезет, без грузов порт и дорога работать не будут, а раз так, то нечего и думать об оживлении края. Кроме того, в начале 1926 года С. А. Щепотьев сумел добить ся снижения страховых премий для судов, следующих в Мур манск, которые до этого были вчетверо больше, нежели для су дов, идущих в ближайшие к Мурманску северные порты Норвегии. В Лондоне имело успех написанное им заявление: «Сто мор ских миль от Вардё до Мурманска, составляющих незначитель ную часть пути от Англии, не представляют собой такого пуга ла, что могут учетверять страховой риск». С уменьшением страховых платежей число судов, следующих на Мурманск, незамедлительно возросло. К концу 1924 года грузооборот порта достиг 10,7% по количеству и 15,1% по стои мости всего внешнего грузооборота СССР. В 1924 году порт по сетило 569 судов (из них 106 иностранных). 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz