Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
в которой доказывал важность и необходимость эксплуатации Мурманского порта и Мурманской железной дороги как основ ного хозяйственного стержня крал (у всех еще свежа была в па- мяти терминология первой мировой войны, в которой Россия пыталась захватить черноморские проливы, тогда как сама же не использовала свободных возможностей Мурмана). Железная дорога и порт были обследованы специальной ко миссией из представителей 8 наркоматов, и 23 мая постановле нием СТО и Совнаркома Мурманской железной дороге, начиная с 1 октября 1923 года, были отданы все права на колонизацию края с выделением 3 млн. десятин лесных угодий для разработ ки. Были снижены на 15—30% железнодорожные тарифы на ряд грузов и пошлины (например, цветные металлы и ряд продо вольственных продуктов могли ввозиться беспошлинно, а про чие — со скидкой от 5 до 30%), образован колонизационный ап парат, и ряду наркоматов указано на необходимость перевозки грузов через Мурманский порт. Мурманский порт был передан в подчинение Центрального управления морского транспорта — ЦУМОРа. Принятые меры и поддержка высших органов Советской вла сти не замедлили сказаться на работе порта: в начале октября в порт прибыл из Бремена пароход «Крета» фирмы «Арго» с грузом в 78R0 кип хлопка для Всероссийского текстильного Мурманский порт в 20-х годах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz