Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

зарплата рабочего на Мурмане оказывается на 2% ниже, чем в Москве, так как покупательная способность 225% полярной ставки одного и того же разряда составляет всего лишь 98— 150% покупательной способности столичного пояса. Но, несмотря на экономические затруднения, жизнь на Мур­ мане приобретала новые черты, и среди первых Героев Труда — это высокое звание присваивал тогда уездный исполком — мы видим отличившихся на восстановлении хозяйства и погрузочно- разгрузочных работах в порту и на железной дороге капитана торгового порта Смирнова, металлиста Елисеева, железнодо­ рожника Слепцова и других товарищей. С окончанием гражданской войны и открытием для навига­ ции южных портов и Петрограда поток грузов на Мурманск и из Мурманска непрерывно уменьшался, так как стоимость пе­ ревозки по недостроенной железной дороге на столь длинном плече была велика, да к тому же иностранные компании отка­ зывались страховать грузы, следующие на судах в северные порты России. Дело дошло до того, что за 11 месяцев 1922 го­ да к вывозу через Мурманск Внешторгом было предъявлено всего 5 (пять!) тонн груза и в Народном комиссариате путей сообщения и Совнаркоме возник вопрос о закрытии северного участка Мурманской железной дороги (от Петрозаводска до Мурманска). К тому же с января по декабрь 1922 года Мурманский порт решением Северо-Западного Экономического Совещания (ЭКОСО) был подчинен конкурирующему — Петроградскому порту, что, естественно, не способствовало увеличению перево­ зок через Мурман. Правление Мурманской железной дороги, поддерживаемое местными органами Карельской Трудовой Коммуны и Мурман­ ской губернии (образованной 13 июня 1921 года), воспротиви­ лось закрытию северного участка, справедливо считая, что это вызовет омертвение края и нанесет большой ущерб местному хозяйству, не говоря уже о политических и военно-стратегиче­ ских потерях. Характерна резолюция партийного собрания коллектива вод­ ников по текущему докладу начальника порта: «По поводу ве­ дущейся провокации о неспособности Мурманского торгового порта к приему экспорта хлеба за границу и приему грузов, сле­ дующих в Советскую Россию из-за границы, собрание заявляет: это ложь. Это провокация, которая исходит от врагов Совет­ ской власти». Уполномоченный Наркомпути по Мурманской железной до­ роге А. М. Арнольдов выпустил брошюру «Вторые Дарданеллы», 4 Причалы мужества 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz