Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Бараки-«чемоданы» дов вернулся за забытыми им рабочими рукавицами). Очевидцы вспоминают и оставшихся безымянными моториста с моторного катера «Тулома», убитого при попытке пройти на свое судно после комендантского часа, и кочегара буксира «Строитель», выкинутого в Кольский залив пьяными «союзными» моряками... И года не смогли удержаться интервенты на Севере. В июне 1919 года ушли восвояси 7 пароходов с американ­ цами, в августе Кольский полуостров оставили итальянцы, 13 октября 1919 года ушел из Мурманска последний пароход с англичанами и французами. Во что же обошлась нам интервенция? Не подсчитаешь, не найдешь эквивалента загубленным чело­ веческим жизням, человеческим мукам и горю, но можно под­ считать, что интервенты захватили и вывезли с Севера только сырья (лен, пенька, лес и пр.) на 50 млн. рублей золотом да, кроме того, в порядке налаженной ими спекулятивной торговли они вывезли товаров более чем на 100 млн. рублей. Прибыль в 200% являлась тогда торговой «нормой»: например, в марте 1919 года в Мурманск прибыл пароход с товарами первой не­ обходимости общей стоимостью 1 804 425 рублей, которые были распроданы населению за 3 052 070 рублей. Десятки русских судов были уведены за границу, а более 60, брошенные коман­ дами и затопленные, валялись по всему побережью от Вардё до Кеми. Общий урон хозяйству края оценивался в 300 млн. рублей золотом. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz