Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

об улучшении быта как вольнонаемных рабочих, так и военных команд. Этим приказом предусматривалось уравнение заработ­ ной платы рабочих всех ведомств, уравнение стоимости продук­ тов, отпускаемых разными ведомствами для своих рабочих и служащих, повсеместное введение восьмичасового рабочего дня, оплата сверхурочных из простого расчета беспроцентной надбавки. 5 марта был реквизирован лесопильный завод Бергрена в Дровяном, на котором была выстроена портовая мастерская площадью 100 кв. саженей и при ней кухня. В Дровяном обору­ довали пункт для отстоя и ремонта землечерпательного карава­ на порта. Этой же весной закончилось строительство первого портового жилого двухэтажного дома площадью 144 кв. сажени; барак № 12 был приспособлен под больницу и приемный покой; была построена конюшня № 4 площадью 51 кв. сажень и элект­ ростанция мощностью 100 кВт; продолжалось строительство второго пирса торгового порта, временного водопровода на Аб- рам-Мысе. К лету 1917 года в пятнадцати номерных бараках торгового порта общей площадью 866 кв. саженей (1 кв. са­ жень — 4,55 кв. метра) проживало 1509 человек, т. е. на одного человека приходилось по 2,6 кв. метра барачного жилья. К осе­ ни построили еще несколько бараков в портовом поселке и в Дровяном, и их число достигло 22. Кроме того, была прове­ дена гужевая дорога из поселка в порт, начато заполнение про­ межутков между выступами причалов № 1, 2, 3, 4, 5 для обра­ зования сплошной причальной стенки, велись другие реконструк- ционные работы в порту в соответствии с проектом инженера В. Е. Ляхницкого. Тогда же началось строительство двух глубо­ ководных пороховых причалов к северу от Зеленого мыса (ны­ не — причалы угольной базы). Однако в этот же период наблюдается массовый отлив рабо­ чих со стройки в центр и перевод военных строительных команд на другие объекты, что создавало трудности в строительстве порта. В воспоминаниях старожилов Мурманска приводятся приме­ ры царившей тогда бесхозяйственности: в 1917 году, в преддве­ рии надвигающегося голода, по вине военной администрации сгнило 40 тысяч пудов муки, сваленной на окраине прямо на землю и едва прикрытой рваными брезентами. В это же лето в город завезли 450 коров, которых оставили без надзора в ок­ рестных сопках, и стадо частью было расхищено, частью пало от холода и болезней. Происходила и массовая порча вылов­ ленной рыбы, так как завоз на побережье соли прекратился. К тому же цены на продукты питания, отпускаемые в скудной 3 Причалы мужества 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz