Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

был поднят и приведен в порт лишь в августе 1917 года, смон­ тирован, но вновь затонул в 1918 году при подъеме затонувших судов. Третий плавкран, «Голландия», 20 октября 1916 года оборвался с буксира во время шторма у мыса Цып-Наволок и был выкинут на побережье острова Кильдин. 30 июня 1916 года подрядчик Б. И. Качурин обязался поста­ вить еще 545 рабочих (400 плотников, 10 закоперщиков, 15 зем­ лекопов, 10 кочегаров, 5 печников, 5 кровельщиков и 100 чер­ норабочих). Качурин нанимал рабочих по всей России, но в ра­ бочие попадали в большинстве своем «ратники первого и вто­ рого разряда непризывных годов и лица, признанные не пригод­ ными к военной службе», т. е. люди старше сорока лет, многие с физическими недостатками, или юноши, еще не достигшие призывного возраста. При найме рабочим вручался задаток в размере до 10 руб­ лей, паспорта у них отбирались, взамен вручалась номерная жестяная бляха — пропуск на работу; на каждого рабочего за ­ водилась расчетная книжка. А грузчики? Вспоминает старый большевик, участник строительства Мур­ манской железной дороги Н. Д. Курасов: «На постройке велись большие разгрузочные и погрузочные работы с разнообразными материалами, прибывающими на па­ роходах из Америки и Архангельска. Специалистов-грузчиков не было, приходилось все работы производить контрактованны­ ми рабочими, т. е. крестьянами центральных губерний России, в жизни своей не видевшими океанских пароходов, и с этими ра­ бочими было много смеху и много горя, — бывало, поднимут на стропах три—четыре рельса и, ухватившись за трос, с пе­ нием «Дубинушки» оттягивают на пристань, и все время озира­ ются по сторонам... как бы не свалилось это чудовище и не уби­ ло бы их. Да и эту оттяжку на пристань они делают с переры­ вом: сначала споют «Дубинушку», потом отдохнут, потом поку­ рят, а потом вновь начинают тянуть на пристань...». Однако уже тогда портом было произведено немало уникаль­ ных разгрузочных операций: так, тяжеловесные паровозы, до­ ставлявшиеся из США (общий вес каждого до 100 тонн) в ра­ зобранном виде, снимались с палуб двумя катучими кранами, и монтаж их производился этими же кранами непосредственно у борта. Уже на первом судне «Дротт» суточная производитель­ ность разгрузки достигла в среднем 350 тонн. Позднее все подрядные работы по разгрузке торговых судов были переданы английской фирме «Р. Мартенс и К°», которая 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz