Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
был поднят и приведен в порт лишь в августе 1917 года, смон тирован, но вновь затонул в 1918 году при подъеме затонувших судов. Третий плавкран, «Голландия», 20 октября 1916 года оборвался с буксира во время шторма у мыса Цып-Наволок и был выкинут на побережье острова Кильдин. 30 июня 1916 года подрядчик Б. И. Качурин обязался поста вить еще 545 рабочих (400 плотников, 10 закоперщиков, 15 зем лекопов, 10 кочегаров, 5 печников, 5 кровельщиков и 100 чер норабочих). Качурин нанимал рабочих по всей России, но в ра бочие попадали в большинстве своем «ратники первого и вто рого разряда непризывных годов и лица, признанные не пригод ными к военной службе», т. е. люди старше сорока лет, многие с физическими недостатками, или юноши, еще не достигшие призывного возраста. При найме рабочим вручался задаток в размере до 10 руб лей, паспорта у них отбирались, взамен вручалась номерная жестяная бляха — пропуск на работу; на каждого рабочего за водилась расчетная книжка. А грузчики? Вспоминает старый большевик, участник строительства Мур манской железной дороги Н. Д. Курасов: «На постройке велись большие разгрузочные и погрузочные работы с разнообразными материалами, прибывающими на па роходах из Америки и Архангельска. Специалистов-грузчиков не было, приходилось все работы производить контрактованны ми рабочими, т. е. крестьянами центральных губерний России, в жизни своей не видевшими океанских пароходов, и с этими ра бочими было много смеху и много горя, — бывало, поднимут на стропах три—четыре рельса и, ухватившись за трос, с пе нием «Дубинушки» оттягивают на пристань, и все время озира ются по сторонам... как бы не свалилось это чудовище и не уби ло бы их. Да и эту оттяжку на пристань они делают с переры вом: сначала споют «Дубинушку», потом отдохнут, потом поку рят, а потом вновь начинают тянуть на пристань...». Однако уже тогда портом было произведено немало уникаль ных разгрузочных операций: так, тяжеловесные паровозы, до ставлявшиеся из США (общий вес каждого до 100 тонн) в ра зобранном виде, снимались с палуб двумя катучими кранами, и монтаж их производился этими же кранами непосредственно у борта. Уже на первом судне «Дротт» суточная производитель ность разгрузки достигла в среднем 350 тонн. Позднее все подрядные работы по разгрузке торговых судов были переданы английской фирме «Р. Мартенс и К°», которая 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz