Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

Навигация, начавшаяся к осени 1915 года, продолжалась и зимою, когда в Семенове было разгружено и частично загру­ жено 11 пароходов, в том числе 7 иностранных, причем было переработано более 35 тыс. тонн грузов. Первое время груз от Семенова до Колы шел на поездах, от Колы до Белой — на оленях, от Белой до Кандалакши — снова по железной дороге, от Кандалакши через Куолаярви до Рованиеми — на лошадях и затем следовал по Финляндской железной дороге. С марта 1916 года военные грузы, снятые с иностранных судов и перегруженные на русские суда, с помощью ледоколов направлялись к острову Мудьюг, а оттуда гужевым транспор­ том — к Архангельско-Вологодской дороге. Интенсивность грузоперевалки (железная дорога вывозила в среднем 147 тонн в сутки) была недостаточной, и к 23 февра­ ля 1916 года в Кольском заливе (Александровске, Семенове и Дровяном) собралось 37 грузовых пароходов, из них 21 ино­ странный. В заливе, кроме того, базировались 15 английских минных тральщиков, броненосец «Альбермаль», крейсер «Ифи- гения», базы «Эрнестон» и «Санниндейл», русский минный за ­ градитель «Уссури» и другие корабли. Обилие военно-морского флота обусловило строительство Кольской военно-морской базы к югу от торгового порта, хотя В. Е. Ляхницкий и писал по этому поводу: «Надо надеяться, что опыт расположения непосредственно рядом военного и торго­ вого портов, имеющий в истории русского портостроительства столь печальные (Кронштадт, Ревель, Либава, Севастополь) по­ следствия, будет учтен в этот раз в должной мере». Тем. не менее все «пристегивалось» к железной дороге, и в 1916 году в районе Семеновых островов действовало не­ сколько организаций: Мурманстройка, Управление изысканий, Управление строительства пристанских устройств, Управление строительства военно-морских баз — Базстройка, Управление морского порта, а затем, с основанием 21 сентября (4 октября) 1916 года города Романова-на-Мурмане, и Управление устрой­ ства поселка. Кто же махал топором и таскал камни, возводя порт и город Романов-на-Мурмане? Первая артель плотников из Пензенской губернии, возглав­ ляемая десятником Адамом Быком, прибыла 3 апреля 1915 го­ да через Петроград, Финляндию, Швецию и Норвегию по же­ лезной дороге до Нарвика, затем на пароходе «Курск» до Се­ менова. Эта артель соорудила первые восемь бараков для строи­ телей северного участка железной дороги. Последовавшие за первой артелью строительные рабочие министерства путей сооб­ 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz