Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
Навигация, начавшаяся к осени 1915 года, продолжалась и зимою, когда в Семенове было разгружено и частично загру жено 11 пароходов, в том числе 7 иностранных, причем было переработано более 35 тыс. тонн грузов. Первое время груз от Семенова до Колы шел на поездах, от Колы до Белой — на оленях, от Белой до Кандалакши — снова по железной дороге, от Кандалакши через Куолаярви до Рованиеми — на лошадях и затем следовал по Финляндской железной дороге. С марта 1916 года военные грузы, снятые с иностранных судов и перегруженные на русские суда, с помощью ледоколов направлялись к острову Мудьюг, а оттуда гужевым транспор том — к Архангельско-Вологодской дороге. Интенсивность грузоперевалки (железная дорога вывозила в среднем 147 тонн в сутки) была недостаточной, и к 23 февра ля 1916 года в Кольском заливе (Александровске, Семенове и Дровяном) собралось 37 грузовых пароходов, из них 21 ино странный. В заливе, кроме того, базировались 15 английских минных тральщиков, броненосец «Альбермаль», крейсер «Ифи- гения», базы «Эрнестон» и «Санниндейл», русский минный за градитель «Уссури» и другие корабли. Обилие военно-морского флота обусловило строительство Кольской военно-морской базы к югу от торгового порта, хотя В. Е. Ляхницкий и писал по этому поводу: «Надо надеяться, что опыт расположения непосредственно рядом военного и торго вого портов, имеющий в истории русского портостроительства столь печальные (Кронштадт, Ревель, Либава, Севастополь) по следствия, будет учтен в этот раз в должной мере». Тем. не менее все «пристегивалось» к железной дороге, и в 1916 году в районе Семеновых островов действовало не сколько организаций: Мурманстройка, Управление изысканий, Управление строительства пристанских устройств, Управление строительства военно-морских баз — Базстройка, Управление морского порта, а затем, с основанием 21 сентября (4 октября) 1916 года города Романова-на-Мурмане, и Управление устрой ства поселка. Кто же махал топором и таскал камни, возводя порт и город Романов-на-Мурмане? Первая артель плотников из Пензенской губернии, возглав ляемая десятником Адамом Быком, прибыла 3 апреля 1915 го да через Петроград, Финляндию, Швецию и Норвегию по же лезной дороге до Нарвика, затем на пароходе «Курск» до Се менова. Эта артель соорудила первые восемь бараков для строи телей северного участка железной дороги. Последовавшие за первой артелью строительные рабочие министерства путей сооб 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz