Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
Земляные работы на строительстве порта. С п р а в а — административный пароход «Мурман» (30 л. с.) в 50 верстах от устья... и еще на водопаде в губе Средняя, в 35 верстах от порта». Исследование этих источников энергии про изводилось Управлением внутренних водных путей (партией инженера И. Д. Вовкушевского) в 1917 году. Наконец, рабочий поселок барачного типа был спроектиро ван для первой очереди порта на 4200 человек, второй — на 8400, третьей — на 12 000 человек, исходя из потребности на каждый обрабатываемый пароход в 300 человек. Располагаться поселок должен был по обоим берегам Семеновского ручья вплоть до портовой территории и до Кольской базы — там, где он позднее и был построен. В проекте рассматривались шесть различных типов порто вых набережных. Лучшими признаны были ступенчатый дере вянный ряж и железобетонный ряж с каменной засыпкой по зади стены. Проектная стоимость порта в первом варианте должна была составить 68,5 млн. рублей в ценах 1915 года и 73 млн. рублей при железобетонном варианте. Что же было сделано? Капитальные портовые набережные закладывались на глуби не 32 фута, на слое илистого песка и вязкого ила, а временные пристани — забивкой свай паровыми копрами системы Арциша с бабами весом в 100—110 пудов. Сваи имели диаметр 4,5—6 вершков (один вершок равен 4,445 сантиметра), длину от 3 до 6 саженей, заколачивались вершиной вниз, причем верхние слои 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz