Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
веру от мыса Зеленый, выделялся обширный «участок для част ных предпринимателей». Пятым районом т р е т ь е й о ч е р е д и должна была стать «Гавань управления порта» между мысами Халдеев и Петуши- хин с акваторией для мелких судов и землечерпательного флота, с плавучими и сухими доками, с доковым и ремонтным бассей нами. Особое место планировалось для угольных причалов (на месте нынешних так называемых «новых» причалов рыбного порта). Участок в 550 саженей, обнимающий устье реки Росты, отводился для судостроительных предприятий. Кроме этого основного варианта, были проработаны еще два на тот случай, если Кольская военно-морская база, занимавшая тогда участок прибрежной и городской территории между мы сами Варничный и Халдеев (теперь — территория рыбного порта и города до ул. Самойловой), будет перенесена в другое место Мурманского побережья. Работы второй очереди должны были довести производитель ность порта до 90 млн. пудов в год, третьей — до 115 млн. пу дов. Потребность в вагонах в сутки оценивалась: 180 — для первой очереди, 360 — для второй и 620 — для третьей, при гру зоподъемности вагона в 700 пудов. Площадь складских помещений, с учетом равномерной рабо ты железной дороги, должна была обеспечить хранение одной двенадцатой годового грузооборота. Планировалась установка на всех причалах, за исключением лесных, кранов грузоподъем ностью от 2 до 10 тонн из расчета по одному-два на причал, на угольных причалах — мостовых катучих кранов, на хлебных причалах — трех силосных элеваторов вместимостью по 2,5 млн. пудов каждый. Проект предусматривал сортировочную станцию производи тельностью 700 вагонов в сутки, с дальнейшим увеличением про изводительности (с устройством «горки») до 2400 вагонов в сутки. Расчетная общая мощность всех предполагаемых в порту механизмов (кранов, элеваторов, мастерских и проч.) должна была составить одну тысячу лошадиных сил, а общая потреб ность порта в энергии, с учетом освещения и обогрева, — 1400 лошадиных сил. Любопытно, что еще задолго до конкретных планов электри фикации полуострова В. Е. Ляхницкий писал: «Для снабжения энергией всех элементов оборудования и освещения портовой территории могут быть использованы значительные запасы гид равлических сил, имеющиеся в устьевом участке реки Кола в расстоянии 12 верст от порта, на реке Тулома у водопада 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz