Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

ные нормы производительности труда. Выросла — на 11,5% — и зарплата портовиков. (О качественных изменениях, проис­ шедших в порту, говорит и тот факт, что если ранее большин­ ство руководителей подразделений и участков по образованию были эксплуатационниками, то теперь ключевые посты стали занимать механизаторы.) В начале 1969 года министром морского флота и ЦК проф­ союза работников морского и речного флота были утверждены условия соревнования для предприятий, работающих по новой системе планирования и экономического стимулирования. Но не все в соревновании и в переходе к новой системе пла­ нирования и экономического стимулирования шло гладко. Как и во всяком большом деле, здесь возникали свои проблемы, ре­ шаемые в ходе развития производства (справедливости ради надо сказать, что некоторые из этих проблем не решены и до се­ го дня). Так, выступая на собрании партийно-хозяйственного ак­ тива в начале февраля 1969 года, начальник второго участка В. М. Колотнев говорил: «С 31 декабря по 3 января судов не было, и завоз апатито­ вого концентрата прекратили. То же самое и с 6 по 8 января. Но во второй декаде картина изменилась. В порт стали прибы­ вать 2—3 судна в день. Начались авралы... Все это не только отрицательно сказывается на работе участка, но и железной до­ роги, и комбината «Апатит». Порт с июля 1967 года работает по новой системе планирования и экономического стимулирования. Фактически же у нас является новым система стимулирования, а планирование ничем не отличается от старого. План грузо­ оборота за прошлый год участок выполнил 23 декабря, перера­ ботав сверх плана 58 ООО тонн, а вот план по прыбыли, несмот­ ря на то что он в четвертом квартале был скорректирован в сторону уменьшения, участок еле выполнил. Почему это по­ лучается? Д а потому, что данный порту и участку план не под­ дается никаким расчетам. Вернее, его никто и не пытался рас­ считывать. Та же картина и в этом году. Структура грузооборо­ та не изменилась, т. е. участок не получил другого, более при­ быльного, груза. За счет чего же мы должны увеличивать до­ ходы? Только за счет сверхплановой переработки груза?» Не все благополучно было и на первом грузовом участке. Вследствие сезонности подхода судов бригады портовых рабо­ чих были заняты на основной работе 56% рабочего времени, 19,6% — на хозяйственных работах, а 24,4% уходило на прос­ той, переброску бригад с работы на работу и т. д. (правда, от­ сутствие судов, с другой стороны, выручало порт, так как он за ­ нимался капитальным ремонтом и реконструкцией причалов). 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz