Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.
градам Родины. На митинге выступили: первый секретарь гор кома КПСС Н. А. Котов, заместитель начальника управления арктического и ледокольного флота В. А. Игнатюк, ветеран пор та 3. И. Хабаров, Герой Социалистического Труда И. И. Кон- тарев. В ответ на заботу партии и правительства портовики при няли новые социалистические обязательства: выполнить годо вой план к 25 декабря, сэкономить флоту 7 тыс. судо-часов, по дучить в первом году восьмой пятилетки 200 тыс. рублей сверх плановой прибыли, — и направили приветственное письмо ЦК КПСС, Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Ми нистров СССР. В 1966 году порт загрузил теплоход «Балтийский-42», отпра вившийся в экспериментальный рейс по новой апатитовой линии Мурманск—Западная Европа (внутренними водными путями). В 1966 году были закончены основные строительные работы по крупному пусковому комплексу — причалу № 15 — с новой установкой для загрузки крупнотоннажных судов апатитом. Кроме того, было начато строительство второй очереди рудно го механизированного комплекса. В этом комплексе предусмат ривались: железнодорожная разгрузочная галерея для нового типа вагонов с подымающимся кузовом, система подземных и надземных сообщений с двумя линиями транспортеров и новый глубоководный причал № 16 с двумя перегрузочными маши нами. Эксплуатация рудного района потребовала строительства подстанции «Северная» с линией электропередачи на 36 тыс. вольт, перекладки всей системы водоснабжения и канализации. Касаясь судьбы второй очереди комплекса, следует сказать, что в связи с внутренними потребностями страны в апатитовом концентрате перспектива роста экспорта апатита не подтверди лась (с 1969 по 1972 год грузопоток апатита вырос с 4,35 млн. до 4,85 млн. тонн, т. е. всего лишь на 11,5%, и в настоящее время есть устойчивая тенденция к его снижению). Так что и в этом случае мы еще раз убеждаемся в необходи мости точного, научно обоснованного решения рассчитанных на многие годы и связанных с большими затратами комплексов. В 1966 году расширялась переработка на экспорт железоруд ного концентрата. Если ранее она производилась по прямому варианту вагон—борт, то теперь, по предложению инженера- нормировщика А. В. Балабанова, железорудный концентрат ста ли перерабатывать по варианту вагон—склад—трюм, что дало экономию около 20 тыс. рублей в год за счет снижения стояноч ного времени судов, хотя и потребовало расширения складочной площади у причала. 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz